Экономика

Бюджет 2021 в трех чтениях и с надеждой на лучшее

24.12.2020 21:38|ПсковКомментариев: 0

В Псковской области на заключительной сессии областного заксобрания принят 20-й в этом веке проект бюджета. Этот механизм уже давно стал отлаженным и предсказуемым, даже повторное внесение главного финансового документа на уровне первого чтения стало уже чуть ли не традицией, и никого не удивляет. Спикер регионального парламента Александр Котов и вовсе окрестил бюджетный процесс этого года на областном уровне «близким к идеальному». С одной стороны, к такой лестной оценке можно подобрать синонимы «продуктивно», «конструктивно», «взвешенно», а с другой, так и напрашивается определение «скучно».

Уже не первый год мы не видим и не слышим серьезных бюджетных баталий ни в областном заксобрании, ни вне его залов, публичные слушания по проекту главного финансового документа давно превратились в мероприятия для галочки, а оппозиционные фракции переключились с адресной критики местных властей в сторону весьма аморфного федерального центра. Можно назвать это и эволюцией бюджетного процесса, а можно указать на то, что, к сожалению, не так много могут решить на местах главные ветви власти - законодательная и исполнительная с учетом тотальной зависимости от федеральной бюджетной политики.

Но как бы мы не окрестили процесс работы над бюджетом, главное, что нам с вами по нему в следующем году жить. Псковская Лента Новостей традиционно разбиралась, чего нам ждать от региональной казны 2021 года.

 

Бюджет и логика

Начнем наш рассказ с дискуссии, которая развернулась 24 декабря на заключительной сессии Псковского областного Собрания. Хотя «развернулась», пожалуй, слишком громко сказано. Обсуждение вышло сдержанным, хотя и не обошлось без некоторых нервных замечаний. В какой-то момент начало казаться, что парламентарии уже даже и не казну обсуждают, а скорее, друг друга, в конце концов и вовсе стали мериться ответственностью, кошельками и тем, кто первый полезный для народа законопроект написал. Однако все это без перехода на личности, разрывания рубах на груди и оскорблений. Комильфо.

Для затравки лидеры фракций КПРФ, ЛДПР и «Яблоко» обозначили свою позицию – поддерживать областной бюджет они не намерены. Любопытно, что в этом году критика оппонентов сместилась с органов местной исполнительной власти на федеральный центр, не слишком щедрый, по их мнению, на финансовую поддержку и очень неторопливый в плане пересмотра межбюджетных отношений.

«Фонд национального благосостояния накопил 60 трлн рублей, почти три годовых бюджета РФ. Если бы в федеральном бюджете было не менее 33 трлн рублей, то можно было бы и МРОТ повысить, и прожиточный минимум, и значительно увеличить ассигнования на здравоохранение, спорт и образование. И мы бы сейчас не считали эти копейки, и не рассматривали наказы, которые переносятся из года в год. Надо было более настойчиво вносить предложения в федеральные структуры, чтобы помогали нашей области более ощутимо», - высказался лидер коммунистов Петр Алексеенко.

Спикер областного заксобрания Александр Котов искренне удивился: «Какое отношение это имеет к нашему бюджету? Давайте жить по вашей логике - по 1/12, неужели лучше будет?».

«Имеет отношение, - парировал Петр Алексеенко. - Наш бюджет в результате не на развитие, а на выживание».

Антон Минаков от лица фракции ЛДПР логику коммунистов поддержал. «На себя денег нет, но миллиарды долларов вбухиваем в Украину, Беларусь и другие страны. И это все имеет отношение и к нашему бюджету, который на треть состоит из кредитов», - высказался он.

Такая позиция ожидаемо возмутила единороссов, которые посчитали, что на них опять пытаются переложить все ответственность за принятие главного финансового документа региона.

«Коллеги, я смотрю, у вас новая тактика. Раньше мы на местах были полуглупыми, потому что не могли заработать, а теперь во всем виноваты федералы. Коллеги, вы в которой раз уворачиваетесь от ответственности, каждый раз ища виноватых. Спасибо Петру Алексеенко, что теперь говорит, что мы будем выживать. Уже прогресс. Раньше вы нас хоронили, говорили, что с таким бюджетом мы не дотянем до конца года», - вставил свои пять копеек единоросс Алексей Севастьянов.

«Бюджет сложный, но он сбалансирован и его надо принимать. Спор о том, чтобы его не поддерживать связан с большой политикой, с попытками во что бы то ни стало дернуть Россию. Ее и так со всех сторон дергают, что же нам самим-то ее дергать?», - подключился вице-спикер Виктор Антонов, лидер фракции «Единая Россия».

Пока единороссы отчитывали оппозицию за отказ поддерживать главный финансовый документ области, в ход пошли и весьма сомнительные аргументы: а сколько вы сами принесли денег в бюджет, что рассуждаете?

Лицо фракции «Яблоко» Лев Шлосберг в ответ отметил, что депутаты такие же налогоплательщики, как и все жители региона, но главными наполнителями бюджета все-таки должны быть представители бизнеса, поэтому для них надо создавать соответствующие условия. В общем, призвал в этом смысле не мериться кошельками и уважать позицию коллег по парламенту, даже если она идет вразрез.

Показательно, что Шлосберг в своей отповеди поблагодарил сопредседателей согласительной комиссии Бориса Полозова и Веру Емельянову за заседания согласительной комиссии, указав, что ее работа прошла в конструктивном ключе. При этом он подчеркнул, что на существующие проблемы в бюджете все равно нужно указывать - их нельзя не замечать. «Псковской области ежегодно не хватает 20 млрд рублей, это половина наших доходов. Посмотрите на любой муниципальный бюджет, там ежегодно хроническая бюджетная недостаточность. Исключение разве что город Псков», - добавил он.

В заключение Наталья Тудакова представила позицию «Справедливой России»: «В рамках существующего бюджетного законодательства, мы считаем, что власти делают все возможное, чтобы улучшить жизнь жителей региона, поэтому мы поддержим проект бюджета».

Александр Котов перед голосованием напомнил: по итогам текущего года прогнозируется, что расходы консолидированного бюджета рекордно превысят 50 млрд рублей, то есть дополнительно привлечено более 10 млрд рублей - прежде всего, за счет федеральных средств. «В том числе, это и работа депутатов, которые на уровне законов определяют приоритеты бюджетных трат. Сейчас у нас снова есть все шансы получить федеральное финансирование. От нас зависит, насколько мы будем готовы его освоить. Есть правда и в словах Алексеенко, и Шлосберга, и Антонова. Суть - в необходимости пересмотра межбюджетных отношений. Это сложный и тернистый путь, но пройти его можно. Обратите внимание, мы индексируем все социальные выплаты, губернатор четко реагирует на все наши обращения, в том числе и на наказы избирателей. Даже на несистемные вопросы – по ремонту отдельных учреждений или дорог, которые поднимаются на заседаниях согласительной комиссии. Пусть это прозвучит нескромно, но мы с вами близки к идеальному формату работы над бюджетом. Что нам еще можно сделать на уровне региона, чтобы вы все проголосовали за бюджет?» - выступил Александр Котов.

Высказавшись, депутаты все равно остались каждый при своем. Это показали итоги голосования: в третьем, финальном чтении бюджет Псковской области на 2021 год и плановый двухлетний период поддержали 33 депутата, против – 6 (Лев Шлосберг («Яблоко»), Петр Алексеенко, Николай Чувайлов, Дмитрий Михайлов (КПРФ), Антон Минаков, Сергей Литвиненко(ЛДПР), воздержались – 2 (Артур Гайдук («Яблоко»), Анатолий Копосов (КПРФ)).

Теперь давайте разберемся, что же из себя представляет проект бюджета, по которому депутаты областного Собрания так и не смогли договориться.

Под знаком COVID-19

Разумеется, говоря о бюджете Псковской области на 2021 год, нельзя не отметить, что верстался он в условиях новой коронавирусной реальности. Весенний локдаун и внушительные потери бизнеса, колоссальная нагрузка на систему здравоохранения, мечущаяся между очной и дистанционной формой обучения сфера образования, подскочивший уровень безработицы… - все эти серьезные вызовы, конечно, отразились и на бюджете. Причем отразились уже на расходах и доходах казны этого года - они многократно корректировались на фоне пандемии, и, надо полагать, следующий год не станет исключением.

В ноябре в бюджетном послании губернатор Псковской области Михаил Ведерников так и обозначил, что главный финансовый документ региона принимается в условиях растущих расходов на противодействие коронавирусной угрозе, и уточнил, что в полной мере их не компенсируют ни федеральные дотации, ни рост налоговых и неналоговых доходов.

На момент «нулевого» чтения доходы областного бюджета в 2021 году предусматривались в сумме 36,5 млрд рублей, расходы - в сумме 39,1 млрд. Дефицит - 2,6 млрд или 11% налоговых и неналоговых доходов.

В ноябре отмечалось, что по предварительным данным, дополнительные поступления из средств федерального бюджета составят еще 6,3 млрд рублей. Цифры доходов и расходов региона действительно увеличились за счет поступления межбюджетных трансфертов из федеральной казны к декабрю, но лишь на 4,5 млрд рублей. Оставшуюся часть средств с нетерпением ждем уже в следующем году.

Пока же уточненные цифры областного бюджета на 2021 год выглядят следующим образом: доходы - 41 млрд 36 млн 512 тысяч рублей, расходы - 43 млрд 644 млн 964 тысяч рублей. Дефицит остался прежним.

Остановимся на наиболее заметных изменениях в строках главного финансового документа региона. Более чем на полмиллиарда рублей увеличилось финансирование государственной программы «Развитие здравоохранения»: большая часть этих средств - 484 млн рублей - предназначена для модернизации первичного звена здравоохранения. Расходы на образование в общей сложности возросли на миллиард. В этой цифре - средства федерального бюджета на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных организаций в сумме почти в 293 млн рублей, на организацию бесплатного горячего питания младших школьников - около 315 млн рублей, на трехпроцентное повышение минимального размера оплаты труда - 49,7 млн рублей. На 275 млн рублей увеличен объем субвенции на заработную плату педагогическим работникам.

Прирост финансовой составляющей госпрограммы «Социальная поддержка граждан и реализация демографической политики» превысил 3 млрд рублей. Средства направляются на выплату региональных социальных доплат к пенсии, на выплаты по случаю рождения третьего ребенка и на детей в возрасте от трех до семи лет, на строительство социального городка в Пскове и другие мероприятия социальной направленности. Кроме того, за счет средств областного бюджета увеличены лимиты на индексацию социальных выплат на 68,5 млн рублей.

Финансирование сферы культуры и туризма за счет средств федерального бюджета тоже заметно выросло - почти на 335 млн рублей.

Не забудем и про работу согласительной комиссии по бюджету, которой в этом году осталась довольна даже оппозиция. По итогам пяти заседаний подготовлена таблица поправок, как согласованных, так и не согласованных. Рассматривали и наказы избирателей, и отдельные рекомендации парламентариев, и пожелания глав муниципальных образований, замечания, представленные прокуратурой, областной Счетной палатой и правовым управлением регионального парламента, а также 18 поправок за авторством яблочников Льва Шлосберга и Артура Гайдука. Очень большой пласт вопросов, многие из которых, как говорится, с бородой и рассматривались уже не первый год подряд.

В итоге согласовали увеличение финансирования расходных статей почти на 293 млн рублей. Это и пересмотренные обеспечения государственных гарантий на получение общедоступного школьного и дошкольного образования, и индексация норматива на воспитание и обучение одного ребенка-инвалида в муниципальных дошкольных учреждениях, и финансирование мероприятий по охране водных объектов на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, и увеличение финансирования ТОС, многое другое. Тогда как 18 поправок Шлосберга-Гайдука так и не получили согласованного решения – большинство депутатов в рамках согласительной комиссии проголосовали за, а представители власти – против.

Фавориты и отщепенцы бюджета

Мы ежегодно слышим мантру про то, что бюджет Псковской области остается социально направленным, что все обязательства сохраняются, финансируются и даже индексируются в полном объеме. К счастью, каких-то существенных косяков здесь, и правда, не видно. Однако многих участников бюджетного процесса удивило, что в следующем году самая весомая часть расходов казны отдана… дорогам.

На приведение в нормативное состояние дорожно-транспортной инфраструктуры. Это будет самая большая статья расходов - 22%. Депутаты-оппозиционеры задавали вполне логичный вопрос на фоне разгулявшегося коронавируса: «А почему самая большая статья расходов не досталась здравоохранению?». В ответ услышали от властей вполне предсказуемое: «Цифры не окончательные, мы продолжим работу по выбиванию денег из федерального бюджета, в том числе и для финансирования потребностей медучреждений». И как видим, что-то выбить даже уже удалось.

Тем не менее вопросы остаются, даже на образование и молодежную политику в бюджете выделено больше - 18,2%, тогда как здравоохранению - 14,2%. Почти столько же занимает строка расходов «Социальная поддержка и демография» - 14,1%. Ну, а бизнес расстроило, что на содействие экономике и инвестициям в бюджете выделено лишь 3,2% расходов.

Губернатор в бюджетном послании заявил, что власть делает все необходимое, чтобы повысить инвестиционную привлекательность региона, но пока строки в проекте бюджета демонстрируют это не очень очевидно. Экономика и инвестиции, пожалуй, в принципе самая спорная часть бюджетных расходов. В следующем году по индивидуальной программе социально-экономического развития Псковская область более 1 млрд рублей. При этом большая часть этих средств, если быть точными - 707 млн рублей, будет направлена на развитие инженерной инфраструктуры особой экономической зоны «Моглино-2». Фракция «Яблоко» предлагала на согласительной комиссии по бюджету «перепрофилировать» эти деньги, направив их на здравоохранение, но получила отказ, поскольку конкретно эта финансовая подпитка имеет четкое целевое направление. Другой вопрос, кто и зачем такое направление придумал и согласовал как первостепенно важное, учитывая крайне вялую динамику работы псковской ОЭЗ.

Также по индивидуальной программе социально-экономического развития область получит 101 млн рублей на приобретение племенного скота, на расширение доступа субъектов МСП к финансовой поддержке, на проектирование и строительство инфраструктуры для жилищного строительства.

В проекте бюджета региона запланированы средства и на поддержку промышленных предприятий - это 21 млн рублей на докапитализацию регионального Фонда промышленности, а также на субсидирование части затрат, связанных с модернизацией оборудования. Еще 24 млн рублей в следующем году направят механизм прямой безвозмездной финансовой поддержки в форме грантов социально ориентированным субъектам МСП. К слову, в регионе такой механизм будет реализован впервые.

Но в целом не густо с учетом пережитых бизнесом ограничений. Уповаем на то, что все-таки будет решен вопрос с ремонтом дорог регионального значения, а главное, мостовых сооружений. Заявлено, что по этому направлению выделено 3,7 млрд рублей, а это почти в 1,5 раза больше, чем в текущем году.

Будем справедливыми, по здравоохранению тоже обозначены некоторые позитивные тренды. Так, в рамках нацпроектов продолжается обновление первичного звена. В 2021 году будет продолжено развитие системы ФАПов - запланировано строительство более 25 новых пунктов. Финансирование госпрограммы «Развитие здравоохранения» незначительно, но вырастет - на 1,5% (до 5,5 млрд рублей).

Предусмотрены средства и на покупку служебного жилья медицинским работникам. По инициативе фракции «Единая Россия» и при поддержке депутатов Псковского областного собрания депутатов в 2020 году оно было увеличено с 9 до 34 млн рублей. Тут хочется отметить, что фракция ЛДПР в региональном парламенте предлагала усилить финансово данное направление вплоть до 100 млн рублей, но коллеги-депутаты большинством голосов такую инициативу отклонили на заключительной сессии.

Для многих жителей региона весьма обнадеживающе прозвучала информация о подписании программы газификации Псковской области на 2021-2025 гг. Старая давно утратила актуальность и не содержала принципиально важных для региона мероприятий. В рамках новой «Газпром» доведет магистральные трубопроводы во все районные центры Псковской области.

Наше все

Нельзя обойти стороной и «наше все» – нацпроекты. На их реализацию в проекте бюджета предусмотрели средства в размере 6,8 млрд рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 3,1 млрд рублей и областного - 3,7 млрд рублей. При этом Михаил Ведерников заверил, что эти объемы еще существенно вырастут, поскольку федеральные средства пока распределены не полностью.

Впрочем, он перечислил направления, по которым большая часть финансирования уже определена. Так, на нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (да, опять дороги) будет направлено 3,4 млрд рублей (рост на 22%). «Планируется отремонтировать 170 км региональных дорог, но, уверен, что этот показатель мы снова перевыполним», - отметил глава региона.

На реализацию нацпроекта «Демография» запланировано 1,6 млрд рублей. Это, к слову, на треть меньше, чем в 2020 году. Снижение связано со строительством детских садов в Великих Луках (улицы Дружбы и Заслонова), Борисовичах и Неелово, а также пристройки в Пскове. На следующий год запланировано строительство детского сада в городе Пскове на 120 мест на улице Коммунальной.

Финансирование нацпроекта «Образование» составит 634 млн рублей, то есть ниже на четверть (не учитывается окончание строительства школы в Великих Луках). На 2021 год запланирован старт строительства двух школ в Пскове общей емкостью 1350 мест. Также стоит отметить, что продолжится создание «Точек роста» - к существующим 49 центрам добавится еще 30 -, а также центров цифрового образования, - еще 2 появятся в Великих Луках и Печорах.

Существенно, на 56%, вырастет финансирование нацпроекта «Экология» - со 140 млн рублей до 225 млн рублей. Эта сумма, в том числе, включает закупку дополнительной лесопожарной техники, увеличение площадей лесовосстановления, а также продолжение строительства станции биохимической очистки воды в Великих Луках.

Значительно вырастет и финансирование нацпроекта «Культура» - с 87 млн рублей до 133 млн рублей (+53%). В планах - реконструкция домов культуры в Смуравьево-2 и в Стругах Красных, а также капремонт школ искусств в Невеле и Усвятах.

За все надо платить

Если с 2017 года Псковская область последовательно снижала соотношение госдолга к доходам от 101,7% до 92%, то к 1 января 2021 года тренд изменился - по предварительным расчетам, госдолг составит 93,5%. А ведь при принятии бюджета текущего года нам говорили, что его соотношение к налоговым и неналоговым доходам регионального бюджета будет неуклонно сокращаться... Можно даже вспомнить конкретные обещанные параметры: 88,9%. Увы, не получилось.

Власти подчеркивают, что слово не сдержали вынужденно. Ни по одному показателю регион «не провалился» в красную зону: ни в части экономики, ни в социальной части, ни в части противодействия коронавирусной инфекции. Все принятые меры себя оправдали, но за это пришлось дорого заплатить - возросшим дефицитом бюджета, который в течение года был увеличен почти на 1,7 млрд рублей. Дефицит у нас закрывается, как известно, коммерческими кредитами, потому что бюджетные нам давать не торопятся.

Тут придется вспомнить печальную историю про то, что Псковская область хронически не может выполнить условия по реструктуризации внутреннего госдолга, поскольку поставленные Минфином перед регионом условия невыполнимы. Попытки найти компромиссное решение с упертым министерством пока ни к чему не привели, поэтому мы продолжаем балансировать на грани допустимого. В этом году, правда, на фоне пандемии Бюджетный кодекс на эту грань закрыл глаза, но это не помешало Счетной палате РФ потыкать в нас пальчиком и сказать «Ай-яй-яй».

Нетривиальную задачу с госдолгом региону в следующем году будет решить крайне сложно, ведь серьезным вызовом станет необходимость восстановления положительной динамики в промышленности, сферах общепита, туризма и гостеприимства. При этом коронавирус никуда не делся, в следующий год мы его перенесем на себе в буквальном, к сожалению, смысле. Поэтому о серьезном восстановлении экономики говорить пока просто преждевременно.

Никуда не делись и «проклятые вопросы» региона, такие как естественная убыль населения и недостаточный рост зарплат, который приводит уже к «неестественной» убыли (молодые и не очень специалисты уезжают туда, где «трава зеленее», то есть в столицы). Однако с учетом сложных вводных едва ли на эти вопросы ответы найдутся в следующем году.

Вряд ли мы в ближайшем обозримом будущем сможем обойтись и без финансовой помощи федерального центра. В 2021 году поступление налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета области запланировано в объеме 28,7 млрд руб., что выше уровня доходов 2020 года на 7%. В общем, почти в пределах официального уровня инфляции. К тому же псковские финансисты отмечают, что растут наши доходы в основном за счет увеличения нормативов отчислений по акцизам на нефтепродукты с 66,6% на 2020 год до 74,9% в 2021 году. А как мы помним, доходы от этих акцизов могут быть направлены лишь в дорожный фонд (да-да, опять дороги!).

Поэтому сегодня главный финансовый скилл органов исполнительной власти – это умение выбивать деньги из Кремля. Больше, еще больше и так до тех пор, пока не будет наконец пересмотрена бюджетная политика в стране.

Предлагаем загадать в числе прочего под новогоднюю елочку и это желание – о справедливом перераспределении средств между субъектами федерации. Говорят, смена года – самое время для чудес. Псковской области очень не хватает финансового чуда…

Алексей Овчинников

ПЛН в телеграм




Все публикации раздела Экономика
опрос
Как должны отреагировать власти на нарушения ограничительных мер на концерте Niletto и Клавы Коки в Пскове?
В опросе приняло участие 472 человека