И еще раз скажу, что у XXI Пушкинского театрального фестиваля потрясающая драматургия. Начать «Графом Нулиным» и завершить «Покаянием и прощением» - есть в этом что-то промыслительное.
Но осмыслить итоги фестиваля еще предстоит. А о последнем в Пскове фестивальном спектакле Большого театра кукол из Санкт-Петербурга - прямо сейчас.
Свое «Покаяние и прощение» главный режиссер театра Руслан Кудашов поставил по «Станционному смотрителю» и «Метели». По двум повестям «покойного Ивана Петровича Белкина», сына честных и благородных родителей, рукой которого водил Александр Сергеевич Пушкин. Как водят кукол в их театре...
В спектакле Кудашова заняты самые живые куклы из всех живых - марионетки. Их создала Алевтина Торик. Создала так, что точно знаешь: они живут, даже когда висят на своих гвоздиках. Резко повернешься и покажется, что их поза неуловимо изменилась или они чуточку вздрогнули от неожиданности. В «Покаянии и прощении» куклы вообще очень трепетные. И легкие как воздух снежного утра, как сам снег едва начинающейся метели. И на какую высоту в этом метельном кружении поднимаются дочь станционного смотрителя и Иван Петрович Белкин, честно присутствующий в своих повестях не только в качестве рассказчика, но и героя, и зрителя...
С самого начала Иван Петрович мостится на вершине декораций - почти в уровень человеческого роста. И у него из рук возьмут первый листочек с биографией, который тут же отпустят в полет. А потом полетят листочки с другими подробностями, полетят подорожные клиентов (как их по-пушкински назвать-то?) Самсона Вырина. И всё это лишь предчувствие той бумажной, но настоящей метели, в которой заблудится несчастный жених Марьи Гавриловны. И всё это - предчувствие судьбы, у которой два несчастных отца отмолят чад своих.
Родительская молитва о детях - одно из самых трогающих мест в спектакле. Отчаянная, как последний шепот, молитва несчастного Самсона Вырина. И такая же страшная в своем отчаянии молитва Гаврилы Гавриловича за смертельно заболевшую после тайного венчания Машу. «Господи, все мы создание Твое, пожалей чадо мое и обрати его на покаяние». То, что молитва станционного смотрителя достигла своей цели, мы уже узнаем после его смерти, когда увидим Дуню (всё такую же светлую, легкую, какой увез ее в Петербург Минский), плачущую у креста на могиле отца. И когда кажется, что в воздухе буквально звенит: «Поздно, поздно!», над Дуней простирается прощающая и защищающая рука отца.
А на самом деле - Бориса Матвеева, который водил Самсона Вырина, а в «Метели» сыграл отца милой Марьи Гавриловны. Это Гаврила Гаврилович не позволил смерти - руке со страшно щелкающими ножницами - перерезать сверкающие нити жизни её дочери. Смерть перерезала нити его жизни: мгновенно! Только успела страшно вскрикнуть супруга его Прасковья Петровна.
Но «Метель», как и «Станционный смотритель» - это не только покаяние, но и прощение. Когда Бурмин и Мария Гавриловна - супруги перед Богом, незнакомые друг с другом, всё же находятся... Какой еще милости надо.
Спектакль идет на сцене Большого театра кукол уже третий год. Его премьерой театр праздновал свое 80-летие. А посвятили спектакль памяти Виктора Сударушкина - выдающегося кукольника, который возглавлял театр более 20 лет из тех 50, что прожил... В 2011 году «Покаяние и прощение» было удостоено высшей Санкт-Петербургской театральной премии «Золотой софит» в номинации «Лучший спектакль в театре кукол», а актриса Нина Тарновская, исполнительница роли Прасковьи Петровны, в номинации «За лучшую роль в театре кукол». Руслан Кудашов был награжден призом зрительских симпатий общества «Театрал». Не в премиях и наградах, конечно, дело. Но если случится быть в Петербурге в нужное время (с нашими вечными псковско-петербургскими театральными исканиями это время можно выбрать заранее), то обязательно посмотрите. Спектакль идет два часа. Цены божеские, в марте скидки...
И в финале еще раз напомним, что поставил спектакль Руслан Кудашов. Для Пскова «тот самый Руслан»: многие помнят его спектакль «Река Потудань» по Платонову, который он показывал в Пскове лет 10 назад (и театр так назывался - «Потудань»). А в 2009-м году в рамках фестиваля «Crescendo» на малой сцене нашего театра показывали спектакль «Шекспир-лаборатория», который Руслан Кудашов поставил вместе с Яной Туминой.
Эти кукольники плохого не показывают. И как-то без постмодернизма обошлось.
Елена Ширяева