Дневник читателя
Многие не понимают, что существует такая вещь, как хороший детектив; для них это всё равно, что хороший чёрт.
Гилберт Кит Честертон
Время летних отпусков – это не только разъезды-путешествия, солнечные угары, но и упоительные часы-минуты свободного, не обремененного рабочим регламентом, чтения. Пляжные книжные пристрастия противоречивы, но предсказуемы. Что читается на траве, на песочке – довольно типичный примитив: массовые детективы, любовные романы с тиражированными сюжетами. Летнее чтение ориентировано, прежде всего, на динамичное повествование, закрученную интригу, - т.е. обладает всеми признаками так называемого «легкого чтения», как своеобразного ухода от жизненных проблем и серьезного чтения в другую среду. Спрятаться в жанр «триллера» - это желание убежать «от надоевшей, серьезной, скучной литературы», как часто говорят студенты после учебных сессий. Кен Фоллет, Джон Гришем, Джон Данн Макдональд – имена, которым отдают предпочтение студенты-технари, программисты, сотрудники сети мобильной связи. Так меняется литературный климат: из тени выходят имена, пребывавшие в забвении. И мне вспоминаются слова мастера детектива Ли Чайлда (наст. имя - Jim Grant), прославившегося своими историями о приключениях бывшего американского военного полицейского Джека Ричера: «Концепция триллера и является тем, ради чего человечество изобрело повествование тысячи лет назад».
Английский романист викторианской эпохи Энтони Троллоп, известный своими сугубо реалистическими произведениями, в которых отражались политические, социальные и семейные проблемы времени, уже тогда осознавал преимущества острых литературных коллизий: «Писатель, которому по плечу описание ужасов, убийств, насилия, больший мастер, чем тот, чьи осмотрительные усилия не ведут его дальше описания обычных будней».
«Король ужасов» Стивен Кинг триллер Макдональда «Конец одной ночи» называет великой американской прозой XX века, стоящей в одном ряду с «Американской трагедией». Конечно, можно оспорить уровень оценки и романа Теодора Драйзера и триллера Макдональда. Нет цели принизить или возвысить тот или иной литературный жанр. Мы говорим о пристрастиях и предубеждениях в чтении. Книги Стивена Кинга, нашего современника, читают в метро, парках, «на ходу», на дежурном посту, им «захлебываются» подростки, его, как семечки, «лузгают» клерки. Именем Кинга мало озабочена российская критика, он абсолютно не популярен и среди литературной профессиональной элиты Америки. Литературный критик Гарольд Блум отметил: «Тот факт, что судьи Национальной ассоциации писателей посчитали, что в книгах Кинга наличествует хоть какая-то литературная ценность, или эстетическая завершённость, или присутствует толика человеческого разума, является доказательством их собственного идиотизма».
Литературную элиту раздражают и миллионные тиражи Кинга по всему миру, и то, что его имя ассоциируется с американской словесностью.
Литература высокая и жанровая имеет давнюю историю. Любой детектив важен интригой, героем. Писатель уступает герою, невинно стушевывая стилистические особенности: фон тусклый, зато герой яркий. Но есть абсолютное отличие детектива века модернизма от нынешнего постмодернистского. Поэтому просвещенный читатель в поисках т.н. «пляжного чтива» обращается к Г.Честертону, А. Конан-Дойлю, Жорж Санд, Агате Кристе. Хочется отведать вкусный mix остросюжетных перипетий и жгучих образов, уйдя от надоевших проблем реальной жизни.
Взыскательный интеллектуал станет непременно обращаться к высокой литературе, преодолевая и не принимая умирание искусства.
Владимир Набоков искал слова, слова, слова; Хорхе Луис Борхес был увлечен умозрительными идеями, теряя героев в закоулках фантазий. О разности литератур точно заметил Александр Генис: «В литературе, как в семье, отцы и дети редко рождаются равными, и когда слишком сильная индивидуальность автора соперничает с созданной им личностью, то побеждает писатель».
Нина Яковлева