Сегодня в большом зале Псковского облсовпрофа прошло расширенное заседание профсоюзного актива для обсуждения проекта закона, который вызвал столь серьезный социальный резонанс не только на территории Пскова, но и всей страны. На совещании присутствовали представители почти всех сфер: здравоохранения, образования, культуры, автопромышленности, лесного хозяйства, электропрофсоюз, профсоюз военнослужащих. Собрание открыла председатель Псковского облсовпрофа Ульяна Михайлова с подробным докладом о пенсионной реформе, о том, что ждет граждан, если ее примут, каких социальных льгот они могут лишится, и в чем именно этот закон противоречит Конституции РФ.
После выступления председателя Псковского облсовпрофа высказались и другие участники совещания.
Так, машинист Алексей Кузнецов сообщил, что больше всего переживает за безопасность и здоровье.
А председатель первичной профсоюзной организации Палкинской школы Любовь Жильцова обращает внимание, что законопроект сделан «на колене», и не только не содержит экономического анализа, но и анализа предыдущих пенсионных реформ, которые не сделали пенсионерам лучше, а более того отменили индексацию.
По итогу совещания было принято и составлено с учетом высказанных мнений социально-правовое заключение Псковского регионального союза организаций профсоюзов «Псковский областной совет профессиональных союзов» по проекту Федерального закона 489161-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», которое будет направлено во все вышестоящие органы.
Пенсионная реформа в Российской Федерации волнует всё население, поскольку каждый налогоплательщик перечисляет определенные денежные средства в Пенсионный Фонд России, и в один прекрасный момент у него появляется возможность получить часть денег обратно в виде пенсии. В России система поддержки граждан, ушедших на заслуженный отдых, постоянно претерпевает изменения.
Для работающих пенсионеров пенсионная реформа состоялась уже в 2016 году. Возможно, она была не слишком заметна: работающим пенсионерам тогда была отменена ежегодная индексация пенсий. То есть на сегодня граждане, которые достигли пенсионного возраста и продолжают работать, получают пенсию, которая была положена на конец 2015 года.
Новости пенсионной реформы на этом не закончились. Уже давно планировалось повысить пенсионный возраст. Сейчас в России женщины имеют право уйти на пенсию в 55 лет, мужчины получают такую возможность в 60 лет. Как показывает практика, около 35% граждан не прекращают работать после указанного возраста. Это натолкнуло правительство на мысль о том, что в целях экономии бюджета пенсионный возраст надо повысить.
Однако наше правительство не вдаётся в подробности, почему работники продолжают работать!? А ответ прост: размер пенсии не позволяет обеспечить гражданам достойную старость, так как в большинстве случаев он равен прожиточному минимуму пенсионера. При росте цен и тарифов пенсии хватает только на примитивный набор потребительской корзины и оплату коммунальных услуг.
Региональный прожиточный минимум пенсионера в Псковской области в 2018 году равен федеральному и составляет 8726 рублей.
Средний размер пенсии в Российской Федерации в 2018 году составит 14414 рублей, в Псковской области - 13346 рублей, что равно 1,5 прожиточного минимума пенсионера. Уровень нынешних пенсий пока не достает до европейских стандартов замещения заработка. Чаще всего нехватка денежных средств и заставляет пенсионеров работать. Кроме того многие пенсионеры просто стремятся к финансовой независимости. Занятые пенсионерами места, как правило, не являются высокооплачиваемыми.
Когда пенсионер продолжает трудовую деятельность, работодатель обязан вносить взносы в Пенсионный фонд. Размер отчислений составляет 22% фонда оплаты труда. За счет отчислений работодателя сумма пенсионных выплат работающему пенсионеру ежегодно увеличивается, но в настоящее время это увеличение ограничено стоимостью трёх пенсионных баллов. С августа 2018 года пенсия работающих пенсионеров увеличится на 235 рублей, т.к. стоимость 1-го пенсионного балла в 2017 году составляла 78,58 рублей. Стоимость одного пенсионного бала в 2018 году составляет 81,49 рублей. С августа 2019 года пенсия работающих пенсионеров увеличится на 244,5 рубля.
Новая пенсионная реформа, предложенная правительством РФ в проекте Федерального закона 489161-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» (далее - законопроект), предполагает постепенное повышение возраста выхода на пенсию. Начиная с 2019 года, женщинам хотят постепенно продлить трудоспособность до 63 лет в течение 15 лет, а мужчинам до 65 лет – в течение 10 лет.
Большинство граждан России недовольны данной перспективой. Возмущение вызывает тот факт, что правительство РФ старается равняться на другие государства и не учитывает среднюю продолжительность жизни человека в нашей стране. Практически сразу после обнародования законопроекта по всем регионам Российской Федерации прокатилась волна протестных выступлений (митинги и пикеты) против повышения пенсионного возраста.
В Псковской области после обнародования законопроекта были проведены: митинг в г. Пскове, на котором присутствовали более 700 человек; 10 пикетов (4 – в Пскове и 6 – в районных центрах области, 2 флешмоба в Пскове). Все желающие смогли выразить на митинге своё отношение к подготовленному правительством законопроекту. В настоящее время в Псковской области собрано более 12 тысяч подписей граждан против повышения пенсионного возраста.
Нас уверяют в том, что средняя продолжительность жизни россиян растет и что в 2018 году по этому показателю в России будет установлен рекорд. Специалисты Росстата сообщают, что средняя продолжительность жизни на сегодня превысила отметку в 72 года. За первое полугодие 2018 года эта цифра составила 72,4 года.
Средняя продолжительность жизни в Псковской области составила 70 лет. Причём мужчины живут значительно меньше, чем женщины (76 лет - женщины, 64 года - мужчины).
На 1 января 2018 года в России численность населения составила 146,9 млн чел., из них пенсионеров 46,5 млн чел. (31,7%), из них работающих – 12,3 млн чел. (26,4%).
Практически то же самое соотношение и в Псковской области: при населении в 636 тысяч человек - 211 тысяч пенсионеров (33,2%) и только 55 тысяч из них работают (26,1% от общего числа пенсионеров). Почти половина из тех, кто оставил работу, называют в качестве основной причины ухода с работы плохое здоровье и усталость.
Российские чиновники рассказывают населению о постоянном увеличении продолжительности жизни, а вот ученые-демографы раскрывают детали «статистической кухни» и ставят под сомнения все пенсионные построения правительства. Оказывается, мужчины в РФ по-прежнему не доживают до пенсии из-за высокой смертности в трудоспособном возрасте. А мифы о растущей продолжительности жизни возникли только благодаря сокращению младенческой смертности. В России самый высокий в Европе процент смертности среди мужчин в возрасте до 65 лет, свидетельствуют данные Всемирного банка. Согласно исследованию, в России этот показатель составляет 43%, на Украине и в Белоруссии он чуть ниже - 40%, на четвертом месте - Молдавия с 37%, на пятом - Литва с 36%.
Например, в Псковской области в 2017 году был достигнут максимально низкий показатель детской смертности за последние годы (5,3), хотя в целом сокращение численности населения происходило в основном из-за естественной убыли населения.
Демографы подчёркивают, что средняя продолжительность жизни в России в последние десятилетия испытывает падения и восстановления, но не устойчивый рост.
Главной проблемой демографического развития Псковской области является депопуляция. За три года численность населения Псковской области сократилась на 14,6 тыс. чел. (это число жителей одного-двух районов области).
Численность населения области по годам (на 1 января)
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
651,1 |
646,4 |
642,1 |
636,5 |
Наша область относится к территориям с низким уровнем рождаемости. Согласно национальному рейтингу рождаемости, область по этому показателю находится лишь на 84-м месте в России, а по уровню смертности Псковская область занимает 1-е место. В 2018 году коэффициент смертности в нашей области продолжает расти. Увеличивается смертность от болезней системы кровообращения, новообразований, внешних причин смерти, от болезней системы пищеварения. Проблема высокой смертности в трудоспособном возрасте сохраняет свою остроту в России, несмотря на тенденцию снижения, сложившуюся в 2006-2017 годах. В 2017 году смертность в трудоспособном возрасте составила 473 чел. на 100 тысяч населения (21,6% от общего числа умерших).
При увеличении пенсионного возраста до 63 и 65 лет смертность в трудоспособном возрасте возрастёт значительно. В 15 регионах России у мужчин, с точки зрения статистики, шансов выйти на пенсию нет. Ещё в 58 регионах они смогут получать пенсию всего лишь 1-3 года. Это при самом благополучном раскладе!
А перед правительством Российской Федерации в майском указе президента поставлена задача: обеспечить устойчивый рост численности населения РФ и повысить до 2024 года ожидаемую продолжительность жизни до 78 лет, а к 2030 году – до 80 лет.
Такие планы выглядят весьма амбициозно. Ведь согласно прогнозам Росстата, к 2024 году ожидаемая продолжительность жизни в России в лучшем случае составит 76,7 года, в худшем - 73,3 года. К 2030 году средняя продолжительность жизни в стране также вряд ли подойдет к отметке в 80 лет. Согласно оптимистичным прогнозам, через 12 лет средний россиянин будет жить около 79,7 лет. В случае же реализации пессимистичного варианта прогноза - 74,1. Хотя до обнародования законопроекта эти цифры были намного пессимистичнее!
Логичным является утверждение того, что все внешние и внутренние факторы в жизни человека влияют на продолжительность его жизни. Материальное обеспечение, медицинское обслуживание, экологические и прочие факторы являются основополагающими в жизни человека. Естественно, отдельные факторы подвластны нашему изменению: переезд в подходящую климатическую зону, отказ от вредных привычек и иные. Но есть и факторы, способствующие повышению смертности, повлиять на которые мы не подвластны (природные, социальные катаклизмы и прочее).
Остановимся на состоянии медицинского обслуживания в нашей области.
Число больничных коек в области постепенно сокращается.
Обеспеченность врачебными кадрами составляет 28 чел. на 10 тысяч населения при нормативе обеспеченности врачами 41 чел. на 10 тыс. жителей, средним медицинским персоналом - 84,9 чел. на 10 тыс. населения.
Норматив обеспеченности больничными учреждениями предусматривает, что на 10 тыс. жителей должно приходиться 134,7 коек, в том числе больничных - 102. Число вызовов скорой медицинской помощи на 1000 населения в нашей области и в 2016, и в 2017 годах выше, чем в СЗФО и в целом по Российской Федерации.
Дефицит медиков в Псковской области, по расчетам Министерства здравоохранения, составляет 750 врачей. Наиболее дефицитные специальности: педиатры, терапевты, врачи скорой медицинской помощи, анестезиологи-реаниматологи, хирурги и онкологи, неврологи, рентгенологи, ЛОР-врачи и окулисты, врачи общей практики. Обеспеченность детскими врачами составила в 2017 году 12,5 врачей на 10000 детского населения (в 2013 году было 16,5 на 10000 детского населения). Сейчас в Псковской области работают лишь 145 врачей-педиатров, из них 89 участковых педиатров (в 2016 году было 113 участковых педиатров).
16 июня на заседании РТК по регулированию социально-трудовых отношений был озвучен подготовленный профсоюзами перечень первостепенных мер по стабилизации пенсионной системы, в частности: создание высокотехнологичных рабочих мест; повышение заработной платы; ратификация Конвенции 102 без изъятий; пересмотр методики определения прожиточного минимума; прекращение практики предоставления льгот по уплате страховых взносов отдельным категориям страхователей; унификация порядка назначения и получения страховых пенсий для всех категорий наемных работников; подготовка финансово-экономического обоснования эффективности всех предлагаемых мер; урегулирование вопросов участия в пенсионной системе не уплачивающих страховые взносы лиц; исключение накопительной части из обязательной пенсионной системы и перевод ее в добровольный формат; повышение качества медицинских услуг.
И только после выполнения этих условий можно вернуться к обсуждению вопроса повышения пенсионного возраста.
«Не желает Правительство РФ понять, что повышение пенсионного возраста в России в настоящее время — это неуместное решение. В нашей стране пока ещё не созданы те условия, при которых можно было бы работать до 65 лет, не получая при этом пенсионных выплат. Кроме того, продолжаются манипуляции с цифровыми показателями, за которыми ничего не стоит! Если пенсия повысится, как нас уверяют, на 1000 рублей в 2019 году, то на столько же уменьшится и социальная доплата. В результате доход пенсионера не вырастет никак! Как бы ни пытались показывать по телевизору радостных, здоровых и активных 60-ти летних людей — на работе таких мало! Как бы ни говорили, что нужны опытные сотрудники, но после 45 лет работнику трудно устроиться на работу!», — отметила в своем выступлении Ульяна Михайлова.
До рассмотрения вопроса о повышении пенсионного возраста профсоюзное сообщество предлагает «пакетное» соглашение, состоящее из следующих пунктов:
Принять программу роста зарплат работников. Без роста зарплат не может быть роста пенсий.
Принять конвенцию 102 Международной организации труда, которая устанавливает нижнюю планку пенсии в 40% от утраченного заработка и вводит страхование от безработицы.
Создать новые рабочие места с достойной зарплатой, ориентированные на возрастных работников и молодежь (по расчетам на рынке труда в результате этой реформы останутся 15 млн человек трудоспособного возраста, а в течение ближайших 5 лет планируют создать около 3 млн высокотехнологичных рабочих мест).
Накопительную часть пенсии вернуть в солидарную. Дополнительные страховые взносы на накопительную часть пенсии – только в добровольном порядке.
Вместо множества законов нужен единый Пенсионный закон, одинаковый для всех. Граждане имеют право заранее знать размер своей пенсии. Определить точно и на бумаге, а не на словах - какая будет пенсия, и как ее будут считать.
Нет полного взноса в Пенсионный фонд - нет полной пенсии! Кто дает льготы по пенсионным взносам, тот и должен платить за этих льготников.
Пенсионные правила - не менять каждые три года!
Страховые социальные фонды - под трехстороннее управление (профсоюзы, работодатели, правительство).
Перечислять налог на доходы физического лица не по месту нахождения юридического лица, а по месту нахождения рабочего места.
Установить дифференцированные ставки по налогу на доходы физических лиц в зависимости от уровня годового дохода налогоплательщика и ввести прогрессивную шкалу налогообложения НДФЛ.
Перечислять взносы в Пенсионный фонд по месту нахождения рабочего места.
Передать функции Пенсионного фонда РФ Фонду социального страхования РФ с целью уменьшения расходов на содержание внебюджетных фондов.
Кроме того, необходимо провести реальные экспертные исследования:
- фактической трудоспособности лиц старше 55 лет и 60 лет (соответственно женщины и мужчины);
- фактического состояния здоровья этой возрастной группы с экспертным прогнозом расходов ФСС в связи с увеличением нагрузки на эту возрастную группу;
- развития рынка труда (в особенности развития рынка труда в сельских территориях).
Подготовлено пресс-службой Псковского областного совета профсоюзов