Председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин заявил о создании подразделения по расследованию преступлений, связанных с фальсификацией истории Отечества и реабилитацией нацизма.
«Не все детали этих преступлений и лица, причастные к их совершению, были известны, поэтому сейчас наша задача, неуклонно следуя принципу неотвратимости наказания за преступления против человечности, утвержденному в Уставе международного военного трибунала в Нюрнберге и давшему начало международному уголовному праву, исследовать все обстоятельства содеянного и сделать выводы», – рассказал в интервью РИА Новости Александр Бастрыкин.
Директор Государственного архива Псковской области Валерий Кузьмин отметил значимость этого решения. «Да, найдутся те, кто скажет: пора уже забыть о тех давних событиях и не тревожить умерших, что цифрами о количестве жертв никого не удивить. В ответ на эти реплики расскажу историю частную», - написал он в своем инстаграм-аккаунте.
По словам Валерия Кузьмина, в 2017 году были опубликованы статьи латвийского краеведа Александра Ржавина о захоронении малолетних узников Саласпилсского лагеря на кладбище Кастранес в волости Сунтажу в Латвии. Имена и фамилии шести из них были известны:
Евгений Иванович Зайцев, 4 года
Владимир Григорьевич Фленин, 3 года
Валерий Алексеевич Соловьев, 2 года
Геннадий Иванович Пшенов, 2 года
Игорь Игнатович Боярчук, 2 года
Михаил Сидорин, 4 года.
По предположению автора, погибшие были уроженцами Себежского и Опочецкого районов Псковской области, что впоследствии подтвердили их родственники, которых ему удалось разыскать.
«Лагерь для политзаключенных (AEL Salaspils) в Саласпилсе был построен осенью 1942 года. В справке Чрезвычайной республиканской комиссии Латвийской ССР говорится, что в Саласпилсский концлагерь насильно пригонялись женщины, старики, дети из оккупированных областей Советского союза: Ленинградской, Псковской, Витебской областей. И там дети до 14 лет отбирались у матерей. Только в феврале-марте 1943 года в ходе карательной операции "Зимнее волшебство", проводившейся нацистами, в том числе, и на территории Себежского района, в концлагерь попало более 1000 детей. По данным латвийского историка Влада Богова, детская смертность составляла 350-400 человек в месяц. Через лагерь прошло более 12 000, и 7 000 из них погибло», - рассказал директор архива.
В Государственном архиве Псковской области удалось найти документ - похозяйственную книгу деревни Ляхово Себежского района. Там содержатся сведения о семье Флениных: в списке членов семьи значится тот самый Фленин Владимир Григорьевич, мальчик 1940 года рождения. Напротив его фамилии имеется пометка: «Выбыл. 1943. Угнан в рабство». «Трехлетний ребенок, который был отобран от матери, еще толком и не увидевший жизнь, умер вдали от дома. Умер от холода, голода или по какой-то другой ужасной причине, о которой мы, скорее всего, никогда не узнаем. А для родни осталось только это сухое слово "выбыл". Кто ответит за это преступление? И таких преступлений тысячи», - заключил Валерий Кузьмин.