Уже несколько лет псковский приют для бездомных животных «Лесопилка» находится на грани выселения. Собственник участка недвусмысленно намекает на то, что десяткам собак и кошек тут не рады. В 2021 году зоозащитники получили от города землю для строительства нового приюта, но переезд затянулся - участок оказался болотистым. Туда до сих пор возят строительный мусор со всей округи, чтобы выровнять грунт.
Сотрудник Псковской областной общественной организации «Зоозащита» Валерия Ханзлик рассказала нам, каким будет новый приют, в чём сейчас нуждается «Лесопилка», и почему пристраивать бездомных собак стало сложнее.
- Недавно «Зоозащита» получила субсидию из бюджета Пскова в размере 250 тысяч рублей. Валерия Эдуардовна, расскажите, на что будут потрачены эти средства?
- В свете будущего строительства нового приюта это капля в море, но лучше, чем ничего. На эти средства мы закупим материал для строительства, порядка 200 метров ограждения - металлопрофиль, бензобур и цементно-песчаную смесь. В своде правил «Приюты для животных. Правила проектирования» указано, что забор должен быть глухим и иметь высоту не менее двух метров. Поэтому сетку рабицу натянуть нельзя, хотя это было бы дешевле раз в 10.
Пока что мы огородим сухой уголок с ненасыпным грунтом. Там и будет построено основное здание. Но сначала предстоит составить техническое задание для создания проектно-сметной документации. Надеемся, что кто-нибудь поможет нам в этом вопросе, будем искать благотворителей. Здание должно быть простое и удобное, одноэтажное, конструкции легкие.
- Что планируется разместить в этом здании?
- Прежде всего, кухню, где мы будем варить еду для животных, и склад для хранения припасов. Там же поставим холодильники и морозильники. Кроме того, в здании разместится операционное отделение, карантинная зона, вольеры для собак, которые в силу возраста или отсутствия подшерстка не могут жить на улице. Предусмотрено кошачье отделение, которое есть и на «Лесопилке». У нас приют для собак, но от кошек никуда не деться.
- Остальные собаки будут в будках или в вольерах?
- Поголовных вольеров, как в других приютах, у нас не будет. На «Лесопилке» система содержания будочная, такой она и останется. Этих животных нельзя вынуть из жизни и посадить в клетку. Потому что в вольере собака видит только то, что перед ней. А в будке у неё обзор 360 градусов, она живет, она не в тюрьме. К тому же, в частный сектор люди берут собаку на будочное содержание, и она уже к этому адаптирована. Да и в любом вольере тоже надо ставить будку.
- Сейчас на «Лесопилке» порядка 120 животных. Сколько зверей планируете принять в новом приюте?
- Наверное, максимум 150. Исходя из количества животных, есть рекомендации по количеству обслуживающего персонала, это важно учитывать.
- Штат сотрудников тоже придется увеличивать?
- Количество персонала нужно увеличивать уже сейчас. В смену у нас трудятся 3 человека, есть те, кто просто приходит пару раз в неделю делать свою работу. Плюс волонтёры. Работа в приюте сложная - в жару и холод на улице, в движении, с инвентарем. Еще и собаки лают - та еще атмосфера для рабочего процесса. Поэтому у нас всегда есть потребность в сотрудниках.
- Какими будут бытовые условия в новом приюте? Может, именно это поможет привлечь больше работников?
- Появятся технические комнаты, которых сегодня нет на «Лесопилке», в том числе постирочная-помывочная. Там можно будет стирать подстилки, мыть собак. Для работников наконец-то будет санузел, а не дырка на улице. Планируем сделать автономный септик, устроенный по всем правилам. В приюте предусмотрен целый комплекс сооружений, он будет современным.
Газ - это не только отопление, но и горячая вода. У работников будет оставаться больше времени, чтобы заниматься животными, а не хозяйственными делами.
Запланированы помещения для проведения «уроков добра» для всех желающих. Мы продолжим делать акцент на просветительскую работу.
- Переезд планируется, когда будет готово здание?
- Да, нам обязательно нужна кухня, ведь кормить собак требуется ежедневно два раза в день. Хорошо бы иметь чаны, которые сами варят кашу. Это высвобождает труд сотрудников, улучшает и ускоряет трудовой процесс. Но сначала мы переедем с тем, что есть. Как только начнем варить еду, можно будет перевозить собак.
Какие-то помещения, возможно, будем достраивать потом. Сейчас нам все надо делать очень быстро. Хозяева территории, где находится «Лесопилка», поджимают со всех сторон и открытым текстом говорят: «Вы нам здесь не нужны». Ситуация неприятная, так что мы не можем себе позволить ждать, когда будет засыпан весь участок. Нам дышат в спину, буквально стоят сзади с занесенной лопатой. И мы платим 40 тысяч в месяц за аренду. Это полмиллиона в год, на которые, например, можно построить новые будки и инженерные коммуникации.
- Какой самый оптимистичный прогноз? Когда вы сможете переехать?
- Мы сможем ответить на этот вопрос, когда будет проектно-сметная документация. На работы у нас частично есть финансы - благодаря неравнодушным гражданам ранее удалось собрать 1 млн рублей.
- На весь приют имеющихся денег явно не хватит?
- Конечно, не хватит. Но деньги сейчас быстро обесцениваются, поэтому их нужно как можно быстрее вкладывать, иначе можно остаться ни с чем.
- Сколько строительного мусора еще требуется для выравнивания участка?
- Строительным мусором помогают многие организации. Но нужно еще очень много. Перепады грунта местами высотой в метр, и видна вода. К сожалению, у города не было другого участка. На других перепады были еще больше, настоящие котлованы.
- Новый приют не будет никому мешать? Недавно псковичи жаловались на соседство с собаками.
- Это промзона. Жилой сектор есть, но на удаленности от санитарной зоны. Напротив нас находится автотранспортное предприятие, где ремонтируют большегрузы. И оттуда постоянно идет металлический стук. Это точно не лучше, чем лай собак.
- В чём сейчас нуждается приют «Лесопилка»? Сложившаяся в мировой экономике ситуация как-то сказалась на пристройстве животных?
- Приют всегда нуждается в распространении информации о животных и в продуктах. Конечно, всегда нужны финансы. И деньги мы просим не для себя, своих собак я сама могу обеспечить. Это нужно для наших с вами животных. Мне порой говорят: «Как там твои собаки в приюте?» Я сразу отвечаю: «Они такие же мои, как и ваши». Ни одна с неба не упала. Может быть, это собака ваших родственников или соседей. Это наша общая проблема. Поэтому и решать мы ее должны сообща.
Много щенков «из коробок». Как только их нет, начинается движение взрослых собак из приютов. Но если где-то появляются мимишные щеночки, сразу стоп по пристройству. Пока на государственном уровне не решен вопрос со стерилизацией, ничего не поменяется.
- Есть много стереотипов, касающихся стерилизации. Вплоть до того, что это «грех».
- Я всегда в таком случае говорю: каждый сейчас ходит со смартфоном - продуктом XXI века. А вот относительно стерилизации почему-то срабатывает средневековье.
- На федеральном уровне обсуждаются поправки в закон об ответственном обращении с животными. Это поможет сократить численность бездомных животных?
- Работа должна быть многовекторной. В первую очередь, нужны бесплатные стерилизации. Многие хозяева от них отказываются, потому что «дорого». Помимо этого, государство должно поддерживать приюты. Тогда мы сможем забирать с улиц больше животных. Их надо стерилизовать, вакцинировать, кормить, ухаживать за ними — всё это деньги. Пускай будет хотя бы элементарное медицинское обеспечение, продовольственная помощь. Если ты спрашиваешь что-то с приютов, предоставь весь материал. Нам раздают указания, а мы стоим с голыми, да еще и протянутыми руками.
Нужны ощутимые штрафы за выброшенных животных. 3-5 тысяч - это смешно. Хорошо бы привлекать за это к общественным работам. Выкинул собаку - плати штраф и иди бороться с борщевиком. Важно всеобщее порицание, чтобы человек не только с деньгами расстался, а ему было стыдно. Общественный резонанс - это уже совсем другое дело.
- Да, и это подтвердила недавняя трагедия, которая взбудоражила весь Псков. История гибели кошки Пушинки разлетелась далеко за пределы региона.
- Я была на митинге в память о Пушинке, там рассказали, что предполагаемые живодёры быстро продали квартиру в Пскове и переехали в Старую Руссу. Это говорит о том, что общественное мнение - очень сильная вещь. Уголовное дело открыто. Я считаю, что в интересах правоохранителей довести его до конца, так как их дети тоже ходят по этим улицам. Каждый полицейский должен правильно и по совести делать свою работу. И думать о том, где будет расти его ребенок - там, где царит жестокость и безразличие, или всё-таки в цивилизованном обществе.
На митинге мы держали плакаты с надписью «Россия без жестокости». Каждый человек должен об этом задуматься, не оставаться в стороне. Пока эта тема не уходит из общественной повестки, мы будем двигаться, пусть даже миллиметровыми шагами, но в нужном направлении. 10 лет назад у нас не было таких прецедентов - под приюты не выделяли без торгов землю, не наказывали людей по 245-й статье Уголовного кодекса. Вспомните кота Кузю из Архангельска - его мучители получили реальный срок. Движение вперёд есть. Но от каждого из нас зависит, не свернет ли оно в другую сторону.
- Последнее время в Псковской области подозрительно много случаев жесткого обращения с животными. Как вы думаете, с чем это связано?
- Я считаю, что это было всегда, просто раньше не особо освещалось. И есть подозрение, что наше общество духовно деградирует. Уровень цивилизованности всегда оценивается по отношению к детям, старикам и животным.
Но оптимизм присутствует, поскольку на государственном уровне принимаются законы в защиту животных. Теперь тяжело утаить эти события, на них есть огромный общественный резонанс. Поэтому я надеюсь, что все будет двигаться в правильную сторону - не мытьем, так катаньем. Всё получится, если будет работать закон, если каждый правоохранитель, начиная с дознавателя, будет делать работу на «5» и подключать свою социальную ответственность. Все зависит от нас, от каждого.
Беседовала Ульяна Ловыгина