Предлагаем вашему вниманию текстовую версию нового выпуска программы «Дневной дозор» на тему нехватки педагогов в школах. Программа вышла на волнах радио «ПЛН FM» (102.6 FM).
Почти месяц в школах идет образовательный процесс. Не все учреждения были полностью готовы к новому учебному году. Некоторые школы начали учебный год с незаконченными ремонтами и вакансиями в учительских коллективах. Так, на сайте губернатора Псковской области появилось обращение родителей учеников, в котором идет речь о нехватке учителей в естественно-математическом лицее №20 - отсутствовали педагоги по математике и химии старших классов.
Проблема нехватки педагогических кадров может обостриться в связи с частичной мобилизацией в стране, поскольку некоторые учителя-мужчины получают повестки. Так, финалист всероссийского конкурса «Учитель года», пскович Илья Казанцев получил требование явиться в военкомат. А единственного учителя физкультуры у средних классов Писковской средней общеобразовательной школы Владислава Шишкина на днях мобилизовали.
Почему не хватает педагогов в школах? Как привлечь молодых учителей в образовательные учреждения? Только высокими зарплатами и льготами? Или нужны нематериальные стимулы? Может быть, необходимо повысить престиж профессии учителя? На эти и другие вопросы ответили эксперты.
Депутат Псковской городской Думы и доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Псковского областного института повышения квалификации работников образования Татьяна Пасман рассказала, почему молодые учителя не стремятся в школы. Педагогам приходится выполнять множество задач, это большая нагрузка. Также влияет на нежелание идти работать в школу отношение к учителям в обществе.
«Учителей не хватает во многих школах Псковской области. Учитель должен работать на одну ставку, поскольку кроме уроков, которые он ведет (даже если этих уроков 18, сейчас это ставка учителя), его рабочее время также занимает подготовка к этим урокам. Это внеурочная деятельность по предмету, это классное руководство, это взаимодействие с родителями и так далее, включая заполнение всевозможной документации, которой только на словах становится меньше, а в реальности эта нагрузка все равно очень велика. На одну ставку у нас практически никто не работает. Первая причина, которая отторгает учителя от школы – это чрезмерная нагрузка, которую они вынуждены брать, чтобы иметь более-менее достойную зарплату, но и их администраторы также в этом заинтересованы, так как они отчитываются о том, какую зарплату получают их учителя. Дальше — это отношение к учителю в обществе и его защищенность от всевозможных огульных обвинений, касающихся непрофессионализма, поведения учителей. Все это не привлекает молодежь в школу. Те меры, которые принимаются, они декоративны. Когда делают зарплату больше за счет того, что заставляют учителей больше работать — это не увеличение заработной платы. Когда сокращают нагрузку, связанную с оформлением документации, но в то же самое время переносят эту нагрузку на завучей, а те в любом случае вынуждены просить об этом учителей – это не сокращение документальной нагрузки. Конечно, мобилизация в этом смысле нанесет очень серьезный урон системе образования региона, потому что на сегодняшний день при нехватке у нас все-таки есть молодые учителя-мужчины. Если они уйдут, то заменить их будет просто некому, потому что мы знаем, что и так средний возраст педагога в Псковской области просто запределен».
У педагога, который остается работать в школе, чаще всего есть внутреннее желание преподавать, предполагает учитель математики и информатики Харлапковской основной школы Палкинского района, экс-депутат Псковского областного Собрания Любовь Жильцова. Сейчас для молодежи важно материальное стимулирование, поэтому и существует нехватка молодых кадров в учебных заведениях.
«С нехваткой я соглашусь, у нас тоже такая проблема существует. Нагрузка у учителей — по полторы-две ставки. Молодые педагоги приходили, но, как мне кажется, стремление работать в школе или есть внутри, или нет. Конечно, материальные стимулы для молодежи немаловажны, но если нет какой-то моральной опоры... Это может быть мечта всей жизни, желание работать именно в школе, чей-то положительный пример, может быть, учителя, старшего товарища, родителей. Это что-то внутреннее. Я не думаю, что материальная мотивация здесь первична. Остаются те, кто понимает, что школа — это его. Кто приходит за заработной платой, те не остаются, а таких, к сожалению, стало большинство, поэтому молодежи не хватает».
К проблеме повышения интереса к профессии педагога нужно подходить комплексно, считает руководитель псковского планетария, бывший учитель Владимир Колпаков. Необходимо поднимать престиж профессии, повышать зарплату, уменьшать бумажную нагрузку. Также следует уделить внимание обучению в вузе дефицитных для региона специалистов.
Фото: Владимир Колпаков / «ВКонтакте»
«Начнем с того, что престиж профессии педагога в последние 20-30 лет опустился ниже плинтуса. Педагог сейчас — это не как раньше человек, который учит, воспитывает и вообще делает из ребенка настоящего человека, взрослого жителя нашей страны, а человек, который оказывает какие-то образовательные услуги. Грубо говоря, сейчас педагог в школе — это практически как продавец в магазине. Соответственно, к нему и отношение такое же и у детей, и у родителей. Если раньше ребенок получал двойку, родители спрашивали с него: "Почему у тебя двойка? Почему ты что-то там не понял?" Теперь родители приходят и устраивают истерики учителю: "Как вы посмели моему ребенку поставить 2?" Это ненормально. Понятно, что педагоги разные, но все равно. Нет престижа профессии, соответственно, зарплаты у педагогов никакие. Требования к педагогам огромные. Педагоги зашиваются, просто тонут в куче бумажек и отчетов. Постоянно новые ФГОСы, новые требования и новые программы, которые надо чуть ли не каждый год переписывать. Педагогам, собственно, становится некогда заниматься основной работой, ведь с него требуют кучу внеурочной деятельности, детей развлекать, туда-сюда ходить. А когда ему учить-то? Нет денег, нет престижа, естественно, никто не хочет идти учиться. Когда, например, в 1998 году я поступал на физмат, у нас был конкурс. Те же 2-3 человека на место, но конкурс был. В последние годы на физмат вообще никого было не набрать. И сейчас физмата у нас как такового нет. В Псковской области есть огромные потребности в учителях физики. Мне последние три года каждый год звонят, 3-4 школы приглашают ввести физику, информатику, а наш университет учителей физики больше не готовит, причем уже несколько лет. Откуда мы их возьмем? Поэтому тут надо много всего делать сразу: и престиж поднимать, и зарплаты поднимать, и требования уменьшать, и нагрузку всякую бумажную на учителей уменьшать, давать учителям заниматься тем, для чего они не нужны — учить детей, а разрабатывать программы должны методисты».
Из-за частичной мобилизации может пострадать уровень образования детей - учителей и так не хватает, тем более мужчин-преподавателей, объясняет председатель Общественной палаты Псковской области, руководитель областного профсоюза народного образования и науки Наталья Горбачева. Она предполагает, что привлечь учителей в школы может повышение заработной платы и создание целевых программ обучения педагогов.
«Что касается мобилизации, и педагогическое сообщество, и родительская общественность встревожены. Никто не отрицает необходимость мобилизации, все, естественно, за участие в спецоперации. Но все-таки учителя – это особый контингент. И в первую очередь забирать во время мобилизации учителей, мне кажется, не совсем разумно, потому что обнажается сразу много проблем. Писковская школа. Человек вёл 32 часа, занимался дополнительным образованием, готовил команды. Илья Казанцев, четвертая школа — то же самое. И они лично не отказываются от мобилизации, и не надо говорить о том, что в законах не прописана бронь, но для того умные люди и находятся у власти, чтобы все-таки понять, что будет лучше? Забрать учителей, законопослушных, грамотных? А кто будет учить детей? Ну а учителей что может привлечь? Главное — дух в образовательной организации. Привлечь здесь надо одним. Почему у нас разные подходы к одной и той же цели? Почему у нас единое образовательное пространство для детей? Мы делаем все, чтобы они не почувствовали никаких различий: учебники общие, программы общие, ФГОСы общие. А заработные платы? Почему до сих пор предложения уже многих партий политических – введение федеральной ставки для учителей — у нас откладывается? Федеральная ставка, я считаю, решит очень многие проблемы. Это первый вопрос. И второй вопрос, и об этом тоже многие говорят: давно мы, опытные учителя, знаем, что все-таки необходимо рассмотреть вопрос распределения для тех, кто учится на бюджете. Три года распределения по районам никому не сделают плохо».
Депутат Псковского областного Собрания депутатов, директор школы №12 в Великих Луках Елена Даньшова согласна с Натальей Горбачевой в том, что целевые программы действительно могут способствовать привлечению молодых выпускников педагогических вузов в школы. Также, по ее словам, необходимо активно заниматься профориентацией учеников. Можно воспитывать будущих преподавателей еще со школы, чтобы они потом вернулись в свое учебное заведение уже в качестве педагогов.
«Учительский корпус у нас стареет, средний возраст учителей уже перевалил за пенсионный. Педагогов, действительно, не хватает. Первый момент: должна быть общегосударственная целевая программа подготовки кадров. Для этого нужно ввести целевые наборы. Необходимо, наверное, пересмотреть сам подход к заключению договора с выпускником, чтобы он вернулся в родную школу, если он захочет, чтобы школа, с одной стороны, предоставила ему рабочее место, а с другой стороны, чтобы сам выпускник этот договор исполнил и отработал положенное время. Я не хочу сказать, что это будет распределение, как в советское время, нет. Но просто целевые наборы нужно возродить, и чтобы они реально эффективно работали. Это первый момент. Второй момент — необходимо работать по направлению профориентации, возрождать педагогические классы, потому что мы потеряли эту традицию — работать с выпускниками. Я могу сказать, что у нас в школе часть выпускников вернулась и работает. Почему? Потому что мы их привлекаем к педагогической деятельности, к работе волонтерами, вожатыми и работе педагогами-организаторами уже в 11-м классе. Таким образом, они погружаются в педагогику, и наши дети очно и заочно учатся на педагогических специальностях, а после возвращаются домой».
Проблема налицо: все собеседники подтверждают факт нехватки учителей и то, что средний возраст преподавателей в области выше пенсионного. Основные причины: отсутствие престижа профессии, низкая заработная плата и высокая нагрузка. Многие видят решение проблемы в создании целевых программ обучения в педагогических вузах: выпускников прикреплять к определенному образовательному учреждению, в котором им нужно будет отработать три года после получения диплома.
Однако прорывы уже видны: например, термин «образовательная услуга» ушел из нормативных актов. А 2023-й объявлен Годом педагога и наставника. Он проводится с целью признания особого статуса представителей профессии, а, значит, будет повышаться престиж преподавателей. Какие изменения будут происходить в связи с этим — покажет время.
Анастасия Сливинская