Предлагаем вашему вниманию текстовую версию нового выпуска программы «Дневной дозор» на тему внедрения дистанционного электронного голосования в городе Пскове. Программа вышла на волнах радио «ПЛН FM» (102.6 FM).
8 июня Центральной избирательной комиссией принято решение о том, что на осенних выборах в этом году в Пскове впервые будет применяться дистанционное электронное голосование. Псковичи смогут проголосовать за кандидатов в депутаты городской Думы.
В Псковской области есть хорошие возможности для внедрения ДЭГ. В региональном центре достаточно устойчивый Интернет. На «Госуслугах» количество избирателей с подтвержденной учетной записью приближается к 85 тысячам человек. В осенний период многие отправляются в отпуск, студенты уезжают учиться, поэтому электронное голосование — возможность поучаствовать в выборах каждому. Но все ли так прозрачно и удобно? Мы решили выяснить у наших комментаторов: как они оценивают внедрение ДЭГ Есть ли риски у дистанционного электронного голосования? Как повлияет применение ДЭГ на результаты голосования? Ответы на все эти вопросы - в программе «Дневной дозор».
Рассказал про главную положительную сторону ДЭГ заместитель губернатора Псковской области по внутренней политике Александр Серавин. По его словам, электронное голосование позволит социально активной части граждан оставить свой голос на выборах.
«Я считаю, что государство и власть должны идти в ногу со временем, навстречу избирателям. Если избиратель хочет исполнить свой гражданский долг, поучаствовать в выборах, абсолютно неважно, где он находится: в полярной Патагонии на яхте или же он просто в пяти километрах и не хочет специально ехать на избирательный участок — он должен иметь возможность проголосовать. Это очень сильно изменит будущее выборов и расклад партийных сил в принципе. Объясню, почему. У нас есть категория населения, которая традиционно вообще не участвует в выборах. Это категория — социально активные люди, например, мужчины в возрасте от 30 до 45 лет, которые как раз сейчас производят экономическую мощь страны. Они обычно не едут на избирательный участок, им неинтересно, но, если будет возможность электронно проголосовать, они проголосуют. Во всей России из 20 городских агломераций, где живет почти 80% населения, четверть не живет по месту своей прописки, а расстояние до избирательного участка там может быть и 25, и 100 километров — городские агломерации большие. И если, например, на селе для человека, который живет за 15-20 километров, Игорь Александрович Сопов (председатель Избирательной комиссии Псковской области — ред.) отправляет машину, чтобы люди проголосовали, то в городе этого никто не делает. Получается, если ты избиратель на селе — за тобой приедут, а в городе не пришел на избирательный участок — значит, ты никому не нужен. Поэтому ДЭГ вернет социальную активную часть населения».
Председатель Псковского областного Собрания депутатов Александр Котов тоже поделился своим взглядом на ДЭГ. По его мнению, риски есть, но они были и на голосовании с применением бумажных бюллетеней. Руководитель законодательной ветви власти надеется, что со временем дистанционное электронное голосование активно распространится на остальные муниципалитеты нашего региона.
«Псковская область будет участвовать в эксперименте по проведению дистанционного электронного голосования. Для нас это очень важно, поскольку таким образом мы стремимся быть не в хвосте, а в авангарде прогресса, связанного с совершенствованием голосования на различного рода выборах. Конечно, риски есть, мы видим, что оппозиция критикует электронную систему голосования, опасаясь, что результаты будут недостоверными, но такую же критику оппозиция высказывает и по поводу любого другого голосования, в том числе с применением бюллетеней и электронных урн для голосования. Надо стремиться к тому, чтобы была возможность проконтролировать точность голосования, чтобы была обеспечена защита, чтобы каждый был убежден в том, что его голос будет учтен именно так, как он проголосовал. Я думаю, что значительно выше будет явка, потому что люди, которые не смогут прийти на избирательный участок, смогут это сделать дистанционно, электронно. А чем выше явка, как известно, тем точнее результаты голосования. В Пскове и в Великих Луках, понятно, большинство граждан имеют возможность с помощью своих электронных устройств дистанционно проголосовать. Я думаю, что в самое короткое время мы придем к тому, что в других населенных пунктах нашего региона эта возможность появится, и люди будут охотно и активно этим пользоваться».
Электронное голосование пришло вовремя, город Остров к этому готов, утверждает глава района Дмитрий Быстров. Он добавил, что, если у людей не будет возможности проголосовать дистанционно, они смогут сделать это очно.
«Система эта, безусловно, удобная. Наверное, и сама жизнь уже показывает необходимость таких нововведений. Люди все больше пользуются социальными сетями, все чаще посещают Интернет, охват растет. Островский район — не исключение. Если брать сам город Остров, это 20,5 тысячи жителей, а еще порядка восьми тысяч человек — это жители сельских поселений. Я могу точно сказать, что устойчивый сигнал есть в большинстве населенных пунктов. Ну, а там, где люди не смогут проголосовать электронно, они смогут сделать это очно, на избирательных участках».
Неоднозначно относится к внедрению ДЭГ политолог Евгений Минченко. Он считает, что неэффективность этой системы показал опыт стран, ранее экспериментировавших с ДЭГ.
«Тема дискуссионная. Многие страны, которые вводили элементы электронного голосования или использования компьютерных систем, теперь от них отказываются. Например, в США это произошло на фоне темы так называемых "русских хакеров", которые ничего еще не взломали, но явно могут. Соответственно, там, где использовались компьютерные системы подсчетов, начинают использовать ручной подсчет, поэтому тема неоднозначная. Я думаю, ключевой момент с подобного рода технологиями — это доверие общества, доверие всех политических сил, доверие экспертов. Сегодня мы видим, что как минимум КПРФ демонстрирует недоверие к системе дистанционного электронного голосования, обвиняет власть в фальсификации с использованием этой системы. Это, очевидно, является проблемой, потому что КПРФ — это худо-бедно, но вторая по влиянию политическая сила в стране. На мой взгляд, важно вести разъяснительную работу, открывать все, что можно открыть для внешних наблюдателей, чтобы они удостоверились в том, что никакая подтасовка невозможна, что гарантировано честное подведение результатов».
Первый секретарь Псковского обкома КПРФ, депутат Псковского областного Собрания Петр Алексеенко выражает недоверие к ДЭГ. На его взгляд, лучше устраивать однодневные выборы без электронного голосования. Ведь если человек заинтересован, он найдет способ отдать свой голос.
«С одной стороны, да, надо. С другой стороны — контроль. Мы не верим. Мы за нормальное голосование. Вот было трехдневное, тогда обосновывали тем, что были "ковидные" ограничения, старались избежать массового скопления народа. И что? В первый день и было массовое столпотворение, а потом сидела комиссия, делать им было нечего. Одного дня вполне достаточно, можно прийти и проголосовать, если ты заинтересован в этом. Если не заинтересован, тебе не поможет уже ничего, в том числе ДЭГ».
Глава фракции партии «Яблоко» в Псковском областном Собрании Артур Гайдук согласен с мнением Петра Алексеенко. Он объясняет свою позицию результатами электронного голосования на прошлых выборах в Москве.
«Я могу сказать только одно: ни у кого доверия электронное голосование не вызывает после примера на последних выборах в Москве. Там после завершения обычного голосования на участках опубликовали результаты электронного голосование, которые на 180 градусов, полностью развернули результаты».
Поддерживает позицию Артура Гайдука координатор регионального отделения ЛДПР Антон Минаков. Он также привел в пример московские выборы. Вместе с тем, политик считает, что у электронного голосования есть потенциал, необходимо только обеспечить достоверность результатов.
«Я считаю, что, с одной стороны, электронное голосование — это, безусловно, плюс, это очередной шаг в 21-й век, который в России необходим. Учитывая то, что раньше мы оглядывались на Запад и старались в чем-то брать с них пример, то в Псковской области далеко за примерами ходить не надо. У наших соседей, прибалтов, такая практика уже давно введена. Но лично у меня дистанционное электронное голосование вызывает сомнения в том плане, что оно уже тестово применялось на выборах в Московскую городскую Думу. Результаты, полученные по электронному голосованию, и результаты, которые были подсчитаны физически, на избирательных участках, очень сильно отличались. И, если по результатам на некоторых участках, где голоса подсчитывались вручную, побеждали депутаты от оппозиционных партий, то потом приходили результаты электронного голосования, где перевес сразу уходил в сторону представителей партии власти. Отвечая на ваш вопрос, могу подытожить, что дистанционное электронное голосование, безусловно, необходимо, поскольку, на мой взгляд, это увеличит явку на выборы, увеличит существенно. Но, с другой стороны, пока нам окончательно не объяснены принципы того, как другие партии, а не партия власти, могут контролировать подсчет голосов и достоверность выборов. Мне пока это не понятно, и, к сожалению, есть некий скепсис по поводу того, что у оппозиционных партий в принципе будет достаточный доступ и хватит ресурсов, чтобы отслеживать результаты дистанционного голосования на территории региона».
Председатель Избирательной комиссии Псковской области Игорь Сопов развеял опасения политиков и экспертов по поводу возможности повлиять на результаты дистанционного электронного голосования.
«Все дело в том, что все региональные составляющие у нас есть. У нас есть 100% покрытия Интернетом 4G, у нас есть списки избирателей, которые являются пользователями сайта "Госуслуги", подготовлена система ГАС "Выборы" (государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы" — государственная информационная система, предназначенная для автоматизации избирательных действий, — ред.). Основная работа, которая проводится по дистанционному электронному голосованию, происходит в Москве. Многие скептики говорят о том, что мы будем вмешиваться в процесс голосования. Могу сказать, что системные администраторы территориальной избирательной комиссии города Пскова не имеют доступа к этой системе. Доступ к этой системе имеют только наши избиратели, голосующие. Там есть система блокчейн, при которой заменить или подменить файлы просто невозможно. Результаты подводят в городе Москве в присутствии независимых наблюдателей, в присутствии территориальной избирательной комиссии, которая будет организована для проведения ДЭГ. Все риски разделены на пять человек, это пять независимых флешек или иных носителей информации, которые при единовременном включении дают возможность расшифровать результаты голосования. Здесь проблем мы никаких не видим, ни в коем случае».
Заместитель председателя комиссии по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Общественной палаты РФ Александр Малькевич также объяснил, что, несмотря на существующие недоверие и страхи, бояться нечего: система защиты ДЭГ все время обновляется, сторонние попытки влияния на голосование блокируются с помощью современных технологий.
«Я как человек, который с 2020 года возглавляет специальную рабочую группу по общественному контролю за ДЭГ и развитию электронных электоральных технологий, хочу сказать, что в выигрыше окажется не избирательная система, а избиратель – это удобный цифровой сервис. Это же не замена, а дополнительная функция, дополнительное удобство. ДЭГ проводится третий год, причем в 2020 году проводилось два раза. Все время система защиты совершенствуется. Это выстраивается профессионально и грамотно. Вокруг ДЭГ очень много мифов, фейков, распространяющихся, в том числе, сознательно нашими противниками. Если было бы некое стороннее вмешательство в процедуру электронного голосования, то оно бы просто остановилось — для этого существует блокчейн, при попытке повлиять на который ничего не происходит, процесс голосования останавливается».
Современные технологии выборов когда-то должны были прийти и в наш регион, это открывает дополнительные возможности для голосования определенных групп избирателей, считает председатель правления регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость», экс-председатель избиркома Михаил Иванов.
«Я считаю, что оснований опасаться внедрения такого голосования нет. Это позволяет гражданам, извините, особенно это касается тех, кто по физическим показателям сам не может посетить избирательный участок (даже с помощью своих молодых родственников и так далее), проголосовать дистанционно. Когда что-то новое вводится, люди начинают бояться одного-другого. Я помню, когда КОИБы (комплексы обработки избирательных бюллетеней - ред.) внедряли, многие тоже говорили, что будет что-то не так, а потом партии начали выступать с противоположным мнением. У людей всегда могут возникать какие-то сомнения. Я считаю, что ничего страшного в этом нет, все равно технических прогресс придет когда-то».
Дистанционное электронное голосование вызывает у многих неоднозначное отношение. Часть экспертов выражают недоверие к ДЭГ, ссылаясь на результаты электронного голосования на отдельных участках в Москве. Опыт других стран, отказавшихся от электронного голосования, также подтверждает эту точку зрения. Застрахована ли российская избирательная система от кибератак? В некоторых странах, вводивших электронное голосование, не справились с хакерскими угрозами.
Защитники ДЭГ говорят о том, что блокчейн, – панацея от взломов и сбоев. А дистанционное голосование, в первую очередь — это удобство избирателей. Оно упрощает процедуру волеизъявления многим: студентам, отдыхающим в отпуске, людям с ограниченными возможностями.
Как электронное голосование повлияет на явку и результаты выборов – мы узнаем уже в сентябре текущего года.
Анастасия Сливинская