Сцена / Фестивали

«Рыбак и его душа»: «Как посмел ты красавицу эту...»

06.02.2015 17:27|ПсковКомментариев: 5

Как было уже ранее сказано, напрасно режиссер спектакля «Рыбак и его душа» Игорь Яцко чуточку оправдывался, а точнее объяснял псковским зрителям — почему XXII Пушкинский театральный фестиваль открывает Оскар Уйальд. Но не напрасно говорил он о близости двух художников, разошедшихся во времени на полвека: эстеты, денди — все это и гораздо большее роднит Пушкина и Уайльда.

Тем более, что и рамки фестиваля давно расширены: Карамзин, Гоголь, Достоевский, Шекспир, Грибоедов, Блок — это еще неполный перечень тех, кого организаторы вписывали в пушкинский контекст, и связи образовывались вполне естественные. И получалось хорошо. И на этот раз получилось хорошо. По моему мнению, а оно не единственное.

Наверняка артистам «Школы драматического искусства», занятым в этом спектакле, было нелегко на нашей большой сцены. «Рыбак и его душа» - штучка камерная, и это чувствуется. Ее играют в Тау-зале «ШДИ», сценическое пространство от зрителей отделено свечами в канделябрах, сцены нет. В Пскове же эстетский салон, в котором начинают рассказывать сказку, оказался не на одном уровне с публикой (только сцену, то есть место действия имею в виду, ничего больше). Это расстояние, возможно, лишило спектакль какой-то части напряжения, динамики. Но не помешало рассмотреть всю его красоту (а это не только безупречно сидящие фраки-смокинги, искусство опускаться на стул, а не садиться, манера курить). И кому-то показалось, что «Рыбак и его душа» Игоря Яцко слишком красив.

Но и сказка Уайльда невозможно красива. Режиссер поставил ее всю, весь текст без купюр. Всю эту странную историю о Рыбаке, который полюбил маленькую Деву морскую: «Маленькая Дева морская, маленькая Дева морская, я люблю тебя. Будь моей женою, потому что я люблю тебя». В этом месте слегка усмехаются зрители (ну действительно же смешной аргумент — кто спорит). Но вообще на псковском спектакле смеялись мало. Да и вовсе не смеялись. Разве что интермедия — песня о Марко на стихи Максима Горького под музыку Вертинского — ожидаемо освежила всех перед антрактом:

А вы на земле проживете,

Как черви слепые живут:

Ни сказок о вас не расскажут,

Ни песен про вас не споют!

В остальном же все были серьезны. Это же важно: человек полюбил, ему мешает воссоединиться с возлюбленной душа. Мешает самим фактом своего присутствия в человеке. И человек ее прогоняет. Не продает (никто не покупает), не дарит, а избавляется. Отрезает от себя, как ведьма научила.

Это общение с ведуньей, в которую легко перевоплощаются три леди из салона (так же легко, как джентльмены во фраках становятся тунцами — если нужно, чтоб зритель увидел море), - было сыграно великолепно. Впрочем, уровень исполнительского мастерства и постановочной культуры в «ШДИ» высок настолько, что его даже как-то не принято отмечать. А хочется. Как хочется выделить какую-то сцену в этом спектакле, но на самом деле и этого не нужно. Потому что там все цельно и плавно, ровно и разно одновременно. Как море. И в этой изысканной атмосфере самому хочется поиграть. Вот Душа рыбака (уже отдельная, с большой буквы) уходит: «побрела по болотам, рыдая». И хочется пропеть Заболоцкого:

Как посмел ты красавицу эту,

Драгоценную душу твою,

Отпустить, чтоб скиталась по свету,

Чтоб погибла в далеком краю?

Хотя Душа рыбака изначально не так чтоб красавица. Она отчаянно трусит, заикается, боится уходить в мир без сердца, а Рыбак сердца не отдает — самому нужно, чтобы любить. И Душа, которая теперь обязана трудиться, легко учится плохому. И обманом воссоединяется с Рыбаком, которого не трогали ни мудрость, ни богатство, предложенные все возвращающейся к нему Душой. Но тронули ножки. Даже не «две пары стройных женских ног», а одна — ножки неизвестной танцовщицы. Ведь у Морской девы только хвост... И отправляется Рыбак взглянуть на ноги танцовщицы, и воссоединяется с ним его коварная Душа, но свою любовь он теряет.

Все это: атмосфера элегантного салона, путешествия Души, неведомые прекрасные города, чудеса морских глубин, темные тайны ведьм — зритель не только видит, но и слышит. Порой даже отвлекаясь от действия, потому что целый оркестр самых экзотических инструментов в руках одного Антонио Грамши — это отдельное чудо. И это все, что хочется говорить о спектакле: чудесно, изысканно, элегантно, изящно. Возможно, что и слишком.

Но «Школу драматического искусства» любят и за это тоже. За «слишком».

Елена Ширяева

Сюжет: XXII Пушкинский фестиваль Более 4-х тысяч зрителей посетили XXII Пушкинский театральный фестиваль Вениамин Смехов: Антракт нам только снится Пушкинский театральный фестиваль: Как псковичи Мамонова напугали... Виктор Ерофеев: Любая пропаганда оболванивает Пушкиниана Камы Гинкаса Петр Мамонов представит сегодня в Пскове свой моноспектакль «Дед Петр и зайцы» Пушкинский театральный фестиваль: Все наше Кама Гинкас и Генриетта Яновская покажут сегодня псковичам «Золотого петушка» «Нет лет - для всех Ромео и Джульетт!..» Вениамин Смехов даст сегодня в Пскове спектакль «Нет лет» и прочтет лекцию «Поэтический разговор» Пушкинский фестиваль: кинематографично, необходимо, просто смешно Андрей Турчак стал слушателем лекции Льва Лурье «Псковские крестьяне в старом Петербурге» на Пушкинском фестивале 70 подопечных «Ростка» бесплатно посмотрели «Сказку о золотой рыбке» в Псковском драмтеатре О разнице идеалов бабушек и внучек «Рыбак и его душа»: «Как посмел ты красавицу эту...» «Вы про Пушкина мне не рассказывайте, я похабщины не люблю...» О Пушкине изящном и не только В Пскове открылся XXII Пушкинский театральный фестиваль На XXII Пушкинском фестивале впервые опробуют новый формат спектакля В Пскове сегодня откроется XXII Пушкинский театральный фестиваль Александр Стройло представит в Пскове «Анекдоты из жизни Пушкина» Спектакль «Жизнь за царя» покажут в фойе псковского театра в исторической части здания Писатель Виктор Ерофеев и актер Вениамин Смехов прочитают лекции в рамках Пушкинского фестиваля в Пскове Оргкомитет Пушкинского театрального фестиваля ведет переговоры об участии в нем Владимира Рецептера Билеты на Пушкинский театральный фестиваль будут дешевле, чем на Стаса Михайлова Новое пространство будет задействовано в псковском драмтеатре для проведения Пушкинского театрального фестиваля Дмитрий Месхиев назвал программу XXII Пушкинского театрального фестиваля беспрецедентной Жанна Малышева пожелала, чтобы XXII Пушкинский театральный фестиваль стал новой ступенью роста для всех его участников Программа XXII Пушкинского фестиваля В Пскове пройдет XXII Международный Пушкинский театральный фестиваль
ПЛН в телеграм




Все публикации раздела Сцена / Фестивали
опрос
Опасаетесь ли вы Третьей мировой войны?
В опросе приняло участие 220 человек