Театр на Таганке, без преувеличения, можно назвать огромным и ярким явлением в культурной жизни нашей страны. Владимир Высоцкий, Иван Дыховичный, Валерий Золотухин, Семен Фарада, Леонид Филатов и Борис Хмельницкий - все это имена тех, кто в разные годы выходил на сцену этого театра. Множество историй происходило и самом театре, и вокруг него. Нападки как со стороны советской власти, так и власти нынешней, распад театра и громкий уход художественного руководителя Юрия Любимова. Но театр живет, и живет полной и яркой жизнью. Доказательством этому служит спектакль «Нет лет» по стихам Евгения Евтушенко, который псковичи смогли увидеть в рамках XXII Пушкинского театрального фестиваля. Полный аншлаг и долгие аплодисменты говорят об успехе спектакля у нашего зрителя. Вениамин Смехов - режиссер этой постановки, один из самых известных актеров страны - дал небольшое интервью для радиостанции «Эхо Москвы в Пскове», в котором рассказал об истории создания спектакля и еще кое о чем интересном.
Игорь Сычев: Вениамин Борисович, почему вы выбрали именно эту постановку для Пушкинского фестиваля?
Вениамин Смехов: Проще всего мне с моей фамилией не говорить слишком серьезно на эту возвышенную тему. Поэтому я должен сказать известную еще с детства фразу: «Пушкин - это наше все». Если Пушкин - это наше все, то и Евтушенко входит в это понятие «всего», скажем так, всего круга известных поэтов. Это во-первых. Во-вторых, в Театре на Таганке, в «золотой век» театра был знаменитый спектакль «Товарищ, верь!». Была композиция по произведениям А.С. Пушкина о жизни и смерти его. Это был замечательный спектакль - говорю как зритель и как член художественного совета той Таганки. Это был прекрасный спектакль Юрия Петровича Любимова и команды, где в роли Пушкина были Золотухин, Филатов. Репетировал Высоцкий, потом играл Боря Галкин и Рамзес Джабраилов. Это был необычайный спектакль. И сейчас я вспомнил, что когда премьера состоялась и народ долго не отпускал актеров аплодисментами на нашей драгоценной любимовской Таганке, Любимов тоже кланялся со всеми актерами. А ждал всех Евтушенко. Он приехал и пригласил всех на банкет обмывать премьеру. Дело серьезное, это было непросто. Был заказан в нашем Доме актера ресторан и все поехали туда. И я спросил у Евгения Александровича, которого всегда называл Женей: «А почему ты платишь за банкет?» А он говорит: «У меня есть две строчки и я их тебе прочитаю. «И говорю, как на безрыбье Пушкин: «Друзья мои, прекрасен наш союз». Вот такие замечательные веселые две строчки. И он говорил от имени Александра Сергеевича, которого в этот день, 10 февраля, убил мерзавец Дантес. Но убил только физику, а все, что есть «Пушкин» - это все великое русское слово и все, что делал Александр Сергеевич. Кроме того, Юрий Петрович Любимов поставил спектакль «Евгений Онегин», который будет играться здесь. Так что это хорошо, что первый спектакль этот. Еще важно сказать, что он получился совершенно неожиданно, потому что Любимов наказал многих нехороших людей среди большого количества актеров. Наказал тем, что ушел из театра после того, как его обидели. Неправду говорят те, просто не знающие ситуации, что актеры выгнали его. Выгнать Любимова не мог никто, кроме Господа бога. Ни партия, ни правительство, ни президент, ни премьер. Просто с ним поступили скверно, и он решил не наказывать актеров тем, что выгнать группу какую-то, а просто уйти и сохранить свое здоровье. И, действительно, он в течение двух лет был нездоровым человеком, в таком возрасте, но все равно могучим-могучим. И вот театр взял в свои руки, по умолительной просьбе актеров, Валерий Золотухин. Я считаю, что это было спасительно для актеров. В противном случае, если бы он отказался, то театр был бы расформирован. Он согласился из уважения к большому артисту, к замечательному человеку, моему другу. И театр сохранился. И он за короткое время сумел организовать большое количество премьер - очень хороших, с многими режиссерами. И в 2012 году он позвонил мне, сказал что Евгений Евтушенко сейчас тебе перезвонит. У него есть идея отметить любимовское прошлое Таганки, лучшие ее времена - спектаклем по поэзии Евтушенко. Я взялся за это. Я отослал поэту композицию, которую сделал так, как это делал по заказу Любимова давным-давно по спектаклю «Послушайте». Очень дорогой для нас спектакль, где были роли Маяковского, где играли и Высокий, и Золотухин, и Хмельницкий, и Шаповалов, и я. И я писал пьесу, композицию и она шла очень долгое время. Еще было пару раз, когда я исполнял заказ Любимова. А в данном случае просьба была от Евтушенко. И я позвонил Юрию Петровичу Любимову, сумел, а это было непросто, застать его одного и сказал: «Благословите, Юрий Петрович!» Он ответил: «Я не священник, благословлять не буду, но если у тебя получится спектакль с моими «бандитами», то я буду рад».
На самом деле Золотухин предложил мне такую группу актеров, с которыми я знал только радость. Конечно, мне было приятно возвратиться. Я же не актер этого театра. Я давно живу сам по себе. У меня много работы другой и чаще всего связанной с поэзией, с театром или с кино. Но спектакль, попросту говоря, доставляет большую радость и актерам, и зрителям. Спектакль, который сделан был с любовью, с желанием восстановить то, что было в 60-70-е годы прорывом в драматургии - спектакль по стихам. Так и назвали - музыкально-поэтические представления. Это первая была «Антимиры» Вознесенского, потом Маяковский, «Павшие и живые» Евтушенко, «Под кожей Статуи Свободы», «Товарищ, верь!» Пушкина. Это была очень славная группа спектаклей, цикл поэтический. И вот, помня об этом, сделал спектакль.
Получилось, что это очень нужно и для душевного здоровья коллектива, и, как я знаю, Юрий Петрович был доволен, и Евтушенко, который перенес очень тяжелые недуги. И после ампутации ноги приехал, посмотрел, заплакал в некоторых местах - не в грустных, а в счастливых. И многое зависит от того, как ложатся стихи на музыку, и как актеры Таганки, как ни в каком другом театре до сих пор, умеют соединять стихи, и стихи становятся способны быть «танцорами» - стихи танцуют, стихи поют, стихи плачут, стихи смеются, стихи размышляют, философствуют. Это все есть в этом спектакле. Я очень рад. Мне очень повезло и с актерами, которые все умеют. Дмитрий Высоцкий - лидер этого театра, каким был его старший однофамилец, восхищает всех тем, какой он актер, психологической школой, и какой он актер Вахтанговской школы радости, школы музыки и танца, юмора. То же самое и актеры-девочки - замечательные актрисы, которых многих уже увидели на Урале, в Сибири, в Сеуле на корейском языке мониторы показывают, и в Париже, в Большом зале ЮНЕСКО. 199 стран, входящих в ЮНЕСКО, отметили День русского языка именно спектаклем «Нет лет».
Игорь Сычев: В связи с такой политической ситуацией в мире, нет ли каких-то проблем с гастролями? И как это может повлиять на культурную жизнь нашей страны?
Вениамин Смехов: Политическая ситуация в России всегда была трудной. Перерывов почти не было, антракт нам только снится. Но, что касается этого спектакля, то, несмотря на очень тяжелое отношение Запада к нам, все-таки ЮНЕСКО пригласили. Мы были очень рады. Культура все-таки - это отдельная Россия, это особая Россия. Можно выбрать себе россий, как и франций, германий, америк - не одну, а много. Я очень рад, что могу выбрать мою Россию, о которой идет речь в этом спектакле. «Большая ты, Россия, и в ширь и в глубину, как руки не раскину, тебя не обниму».
Игорь Сычев: А вам часто приходится гастролировать именно по России? Бываете в таких небольших городах, как Псков?
Вениамин Смехов: Наверное, это праздник особый, что мы приехали в Псков. Но Оренбург - тоже русский город, да еще замечательнейший. Там, между прочим, Пушкин сочинил «Руслана и Людмилу». Там мы два раза сыграли, как и в Екатеринбурге, в Иркутске, на родине Евтушенко, на станции Зима. Проблема всегда одна - бюджет принимающей стороны. Вот сейчас есть приглашения и Новосибирска, и Омска, и Братиславы, Венгрии. Идут переговоры какие-то. Они ищут спонсоров.
Игорь Сычев: На ваш взгляд, провинциальный театр сейчас в каком состоянии - умирает, оживает, что сейчас происходит именно в провинции?
Вениамин Смехов: Думаю, что на эту тему печалиться не надо. Все в порядке - как было, так и осталось. Приходит молодое поколение, как у Вознесенского: «Придут другие еще лиричнее», но это будете не вы, другие наполняют зал и другие выходят из стен наших театральных институтов. Жена моя, Галя Аксенова, преподает историю кино в Школе-студии МХАТ. Я сам - председатель экзаменационной комиссии Вахтанговской школы Щукинского училища и я вижу, как приходит совершенно новое поколение, люди, которые не больны «болезнью совка», люди, которые свободно самоустраиваются в жизни. А те, которые хотят быть актерами, они такие же безумцы, как и мы. Это отдельная нация во всем мире. Актер актера понимает, на каком бы языке он ни говорил. Вот это новое племя, оно похоже на то, которое 50 лет назад было, как сейчас говорят, гордостью театра. А тогда это были большие переживания консерваторов и советской власти. «Современник», Товстоноговский театр, Эфросовский театр, Таганка Любимова - это были большие проблемы. Хотели закрывать театры. Так и сейчас театр Кирилла Серебрянникова, его курс Школы-студии МХАТ забросали просто слухами, сплетнями, гадостью. Но он выдержал все, и театр очень хороший, и старые актеры Театра Гоголя, которые по чьей-то некрасивой подсказке писали письма против, сейчас они играют и очень довольны. Так и Вахтанговский театр, так и театр Меньшикова Олега. Сейчас много нового.
Игорь Сычев: В Пскове была с театром примерно такая же ситуация, когда Василия Сенина поставили художественным руководителем. Там был большой скандал. Вы слышали об этом?
Вениамин Смехов: Немножко слышал, да.
Игорь Сычев: Главная была претензия в том, что он не создает репертуарный театр. Нужен ли репертуарный театр такому небольшому городу, как Псков?
Вениамин Смехов: Это каждый раз решается на месте - нужен или нет. Есть города театральные, которым необходим репертуарный театр. Есть города, где замечательно работают по приглашению актеры, и эта антрепризная, или какая-то контрактная система, способна сохранить дух русского театра. То есть театр всегда был антрепризным в России. Репертуарным он стал только с легкой руки Константина Сергеевича Станиславского. Так что дай Бог, чтобы продолжалась эта жизнь в Пскове. Я счастлив, что увидел город, но, к сожалению, пока очень коротко. Надеюсь еще приехать сюда. Большое спасибо и вам, и «Эху Москвы».