Сцена / Обзоры / Актерский дневник

«Нет лет - для всех Ромео и Джульетт!..»

11.02.2015 06:59|ПсковКомментариев: 8

Актерский дневник XXII фестиваля. День шестой

У актеров на Таганке

Есть особенность осанки

И особенность судьбы:

Доказать Руси, Европе,

Что театр наш - не холопий

И актеры - не рабы…

На дощатой плахе-сцене

Рвал Высоцкий грудью цепи

И лучился заводной,

Легкий, звонкий, без натуги

Золотов, нет - Золотухин,

Золотистый, золотой...

Евгений Евтушенко

Таганка дарит праздник. О спектакле «Нет лет» - поэтической театральной фантазии по Евгению Евтушенко, сочиненной и поставленной корифеем Московского театра драмы на Таганке Вениамином Смеховым, говорить могу много и с удовольствием. Увлечение юности! Два самых ярких имени новой поэзии 60-х, а потом и 70-х - Евтушенко и Вознесенский - будоражили, вдохновляли, освобождали от оков дурацких условностей.

Как-то, еще начинающим студентом, захваченный вихревой поэмой Евтушенко «Ритмы Рима», с большим успехом прочел ее на институтской вечеринке - без купюр. Помню освежающе-оздоровляющий хохот зала на тексте про «стриптиз наоборот» и «клуб педерастов». (Интересно, как бы отнеслись сейчас?) Но в тех же «Ритмах Рима» было и против войны во Вьетнаме: «Ну зачем они бомбят тех детишек-вьетнамят?» А заканчивалось и вовсе обобщающе-серьезно:

«Постой, война, постой, война!..
Да, жизнь как Рим, - она страшна,
но жизнь как Рим - она одна...
Постой, война, постой, война!..» - Разве не актуально?

Говорить о серьезном на грани приличия и острие эпатажа - этим и были неразрывно близки лидеры тогдашнего поэтического авангарда Евтушенко и Вознесенский. Было впечатление, что власть терпела их как имитаторов свободы слова в СССР. Помню шутку 70-х: «Когда у СССР и США обостряются отношения, на Запад едут Евтушенко и Вознесенский, а когда у СССР и США улучшаются отношения, на Запад едут Евтушенко и Вознесенский». Как бы там ни было, они - квинтэссенция духа шестидесятников, духа поднявшей и не желавшей больше опускать голову свободы. Ведь именно Евтушенко осмелился в 68-м, в день вторжения советских войск в Чехословакию, написать стихотворение, которое в спектакле тоже звучит:

«Танки идут по Праге
в затканой крови рассвета.
Танки идут по правде,
которая не газета.

Боже мой, как это гнусно!
Боже - какое паденье!
Танки по Яну Гусу.
Пушкину и Петефи…» (Вот, кстати, еще зацепка за Пушкина!)

И уж совершенно точно ни тот, ни другой не воспринимались как классики. Зато теперь!.. Калейдоскопическая смена текстов, ритмов, знакомых и незнакомых мелодий (что-то написано к спектаклю Сергеем Никитиным), строк, энергия которых захватывает и сегодняшнего зрителя. Спектакль стопроцентно таганский, подхвативший традицию первых поэтических представлений в постановке Юрия Любимова – «Антимиры» Вознесенского, «Под кожей статуи Свободы» Евтушенко, «Послушайте» Маяковского, «Пугачев» Есенина, в которых играл и пел молодой еще Владимир Высоцкий и зрителем которых я был в годы студенчества. Каждое слово было как шутиха, пущенная в зал, как факел, взвившийся в руке.

Поразил (но не удивил) сегодняшний контакт сцены и переполненного зала, их взаимная отзывчивость. Начиная с аплодисментов приветствия Вениамину Смехову, начавшему спектакль, продолжая эпиграфом – музыкальной фразой «Надежды маленький оркестрик», беззастенчиво громко и радостно прозвучавшей из медно-солнечной трубы в руках (или устах?) актера Дмитрия Высоцкого (однофамилец!), и далее – каждым стихотворно-песенным эпизодом. Вся канва спектакля – цепь удивлений и восхищений: неужели это все Евтушенко! «Любимая, спи…», «Вальс устарел…», «А снег идет…», «Бежит река» (это где «…но нет любви хорошей у меня»), «Со мною вот что происходит…» Высокий профессионализм и зажигательность исполнителей – «ветеранов» и «не ветеранов», как сказано в программке – сделали свое дело. И когда в финале Смехов воскликнул «Вы – замечательные зрители!» - в его словах не было ни тени лукавства.

Спектакль посвящен памяти Валерия Золотухина, который, кажется, совсем недавно сам был участником нашего фестиваля в «Моцарте и Сальери». В одном из интервью Смехов рассказал, как обсуждал с ним замысел, которым предполагался их совместный выход вначале, но… Пришлось выходить одному. Здесь стоит обратить внимание на то, как много сплелось в этот вечер на псковской сцене. Прежде всего, 10 февраля – день памяти Пушкина (на этот раз заупокойная лития в Святых Горах прошла без участников фестиваля). Кроме того – день 125-летия Бориса Пастернака, когда-то благословившего Евгения Евтушенко надписью во всю первую страницу своей книги «Сестра моя жизнь»: «Дорогой Женя, Евгений Александрович. Вы сегодня читали у нас и трогали меня и многих собравшихся до слез доказательствами своего таланта. Я уверен в Вашем светлом будущем. Желаю Вам в дальнейшем таких же удач, чтобы задуманное воплощалось у Вас в окончательных исчерпывающих формах и освобождало место для последующих замыслов. Растите и развивайтесь. Б. Пастернак. Переделкино, 3 мая 1959 г.».

Создание фестивальной афиши дело весьма непростое. Первые двадцать лет афишу формировал Санкт-Петербургский Пушкинский театральный центр во главе с Владимиром Рецептером. Уже тогда, особенно в последние годы, случались спектакли не пушкинские, т.е. не его и не о нем. Если присутствие Грибоедова или Гоголя, как писателей пушкинского круга, легко объяснимо, то пришествие Александра Блока или Шекспира требовало мотиваций более подробных. Всё-таки Пушкинский фестиваль изначально декларировал свей сверхзадачей создание театра Пушкина. Отказ от замысла основателей наметился уже год назад, когда упразднилась творческая фестивальная Лаборатория. Нынешний же, XXII-й, заявил, что «всё позволено» и в афише.

Может ли быть принято объяснение, что, де, Александра Пушкина и Оскара Уайльда объединяет «дендизм и эстетизм»? Да, конечно. Но различий найдется больше. Можно в спектакле «Жизнь за царя» о народовольцах ухватиться за фразу одного из персонажей «Народ безмолвствовал, не понимая, а общество понимало и молчало», - и привязать ее бантиком к финалу «Годунова». Но с не меньшим правом можно и заявить, что – ну, не вписывается партия «Народная воля» в Пушкинскую тему! Словом, каждый находит то, что ищет. ( «Был бы человек – статья найдется», - говаривали в России.)

Ну да Бог с ним, - такой, стало быть, поворот фестивального пути. Тем более, что спектакли по-настоящему хорошие. А «Нет лет» хорош еще и тем, что куда более других – про нас. Право, стоит перечитать Евтушенко. Или хотя бы это стихотворение. Или строки:

«Нет

лет.

Есть только чудные и страшные мгновенья.

Не надо нас делить на поколенья.

Всепоколенийность -

вот гениев секрет.

Уронен Пушкиным дуэльный пистолет,

а дым из дула смерть не выдула

и Пушкина не выдала,

не разрешив ни умереть,

ни постареть».

Вик. Яковлев

 

 

Сюжет: XXII Пушкинский фестиваль Более 4-х тысяч зрителей посетили XXII Пушкинский театральный фестиваль Вениамин Смехов: Антракт нам только снится Пушкинский театральный фестиваль: Как псковичи Мамонова напугали... Виктор Ерофеев: Любая пропаганда оболванивает Пушкиниана Камы Гинкаса Петр Мамонов представит сегодня в Пскове свой моноспектакль «Дед Петр и зайцы» Пушкинский театральный фестиваль: Все наше Кама Гинкас и Генриетта Яновская покажут сегодня псковичам «Золотого петушка» «Нет лет - для всех Ромео и Джульетт!..» Вениамин Смехов даст сегодня в Пскове спектакль «Нет лет» и прочтет лекцию «Поэтический разговор» Пушкинский фестиваль: кинематографично, необходимо, просто смешно Андрей Турчак стал слушателем лекции Льва Лурье «Псковские крестьяне в старом Петербурге» на Пушкинском фестивале 70 подопечных «Ростка» бесплатно посмотрели «Сказку о золотой рыбке» в Псковском драмтеатре О разнице идеалов бабушек и внучек «Рыбак и его душа»: «Как посмел ты красавицу эту...» «Вы про Пушкина мне не рассказывайте, я похабщины не люблю...» О Пушкине изящном и не только В Пскове открылся XXII Пушкинский театральный фестиваль На XXII Пушкинском фестивале впервые опробуют новый формат спектакля В Пскове сегодня откроется XXII Пушкинский театральный фестиваль Александр Стройло представит в Пскове «Анекдоты из жизни Пушкина» Спектакль «Жизнь за царя» покажут в фойе псковского театра в исторической части здания Писатель Виктор Ерофеев и актер Вениамин Смехов прочитают лекции в рамках Пушкинского фестиваля в Пскове Оргкомитет Пушкинского театрального фестиваля ведет переговоры об участии в нем Владимира Рецептера Билеты на Пушкинский театральный фестиваль будут дешевле, чем на Стаса Михайлова Новое пространство будет задействовано в псковском драмтеатре для проведения Пушкинского театрального фестиваля Дмитрий Месхиев назвал программу XXII Пушкинского театрального фестиваля беспрецедентной Жанна Малышева пожелала, чтобы XXII Пушкинский театральный фестиваль стал новой ступенью роста для всех его участников Программа XXII Пушкинского фестиваля В Пскове пройдет XXII Международный Пушкинский театральный фестиваль
ПЛН в телеграм




Все публикации раздела Сцена / Обзоры / Актерский дневник
опрос
Опасаетесь ли вы Третьей мировой войны?
В опросе приняло участие 274 человека