Сцена / Фестивали

Пушкинский театральный фестиваль: Все наше

11.02.2015 14:04|ПсковКомментариев: 12

Два дня Пушкинского театрального фестиваля в Пскове в плане спектаклей оказались вроде бы и не пушкинскими. В медиахолле читали свои лекции Лев Лурье  («Псковские крестьяне в старом Петербурге») и Борис Голлер («О композиции Евгения Онегина»). Но на сцене (а в одном случае - и не совсем на сцене) шли спектакли: один - о народовольцах, которых сегодня опять чаще называют террористами, чем революционерами, а другой - по стихам Евгения Евтушенко. И оба, на наш взгляд, оказались больше пушкинскими, чем иные «сценические версии» произведений Александра Сергеевича.

«В любой другой стране»

…Из сонма героев их вычистили с концом советской власти - почти сразу. В зрелую ельцинскую эпоху уже были популярны сериалы о России, которую мы потеряли по вине всех этих «бомбистов»: студентов-недоучек, худосочных истеричек-курсисток, завистливых и ленивых любителей равенства из рабочего класса, а также разночиния с высшим образованием, вырвавшегося за черту оседлости.

Потерянная Россия представлялась «михалковской»: с чистенькими румяными крестьянскими детьми, с колокольными звонами, с блестящими офицерами, с горячими бубликами, с холодной водкой - со всем-всем чистым, горячим, цветным, изобильным.

Фото: drampush.ru

Это не та Россия, о которой в спектакле Театро ди Капуа «Жизнь за царя» рассказывает сельский фельдшер, революционерка, террористка, член исполнительного комитета «Народной воли» Вера Фигнер (Илона Маркарова). Вот они, десять месяцев работы в селе Вязьмино Саратовской губернии: «Болезни все застарелые: у взрослых на каждом шагу ревматизмы, головные боли, тянущиеся 10-15 лет; почти все страдали накожными болезнями - в редкой деревне были бани, в громадном большинстве случаев они заменялись мытьем в русской печке; неисправимые катары желудка и кишок, грудные хрипы, слышные на много шагов, сифилис, не щадящий никакого возраста, струпья, язвы без конца, и все это при такой невообразимой грязи жилища и одежды, при пище, столь нездоровой и скудной, что останавливаешься в отупении над вопросом: есть ли это жизнь животного или человека?»

Фото: drampush.ru

Она приехала в деревню просвещать, готовить крестьян к борьбе за лучшую жизнь. И бесконечно принимала больных. Пять тысяч человек за 10 месяцев: «столько же, сколько земский врач в течение года в городе, при больнице, с помощью нескольких фельдшеров». Учила с сестрой Евгенией детей (до их приезда на три волости не было ни одной школы), взрослых - чтобы те могли хотя бы читать договор при найме. «В любой другой стране мою деятельность назвали бы культурно-просветительской. Кроме как в России». Это неточная цитата. Но за такое знакомое «в любой другой стране» и «кроме России» можно ручаться.

Фото: drampush.ru

В Петербурге «Жизнь за царя» играют на разных квартирах, меняя адреса - как будто в целях конспирации. В случае с Псковом все было проще: публика с удобством расположилась в большом зале. Ожидали, что сейчас поведут в фойе на второй этаж, как было обещано. И действительно повели - почти в полной темноте, редко, где мелькнет свечка.

Вел нас Лев Толстой. Или Федор Достоевский. В общем, удивительный Андрей Жуков, который только что читал (или даже зачитывал, учитывая обстоятельства сцены) два письма Льва Толстого русским государям: Александру III и Николаю II.  У первого он просит милости для пятерых цареубийц (Желябов, Кибальчич, Михайлов, Перовская, Рысаков). Второму и последнему шлет почти пророчество: «Самодержавие есть форма правления отжившая, могущая соответствовать требованиям народа где-нибудь в центральной Африке, отделенной от всего мира». И хочется умно и тонко усмехнуться: «Да неужели?» А как быть вот с этим, только что прочитанным: «Армия полицейских - явных и тайных - все увеличивается. Цензура дошла до нелепостей запрещений, до которых она не доходила в худшее время 40-х годов. Религиозные гонения никогда не были столь часты и жестоки, как теперь, и становятся все жесточе и чаще». Как с этим быть через сто лет?

Кто очертил этот круг для России? Как переступить через него? Как разорвать? Что делать? Да-да - что делать? И слышишь, как Достоевский (уже Достоевский) переговаривается с кем-то из зрителей: узнай вы, что собираются взорвать Зимний дворец, - донесли бы? О пытавшихся выйти за круг, разорвать его или взорвать пойдет речь дальше.

Фото: drampush.ru

Мы поднялись в конспиративную квартиру: красный абажур над столом, елка (она, оказывается, реквизит, а не героиня анекдота «вынеси елку»), гитары, рафинад и сушки, половинка черного. Неуловимо напоминает интерьер «домика «Искры». Наверное, из-за абажура. Но в доме товарища И.Н. Бочкарева обстановка была богаче. Дожил ли он до семнадцатого года?

Все это мелькает до того, как заговорят четверо молодых людей за столом. И как только заговорят - ты будешь думать только о них. Илона Маркарова, Александр Кошкидько, Павел Михайлов, Игорь Устинович: они не просто играют, но как будто бы предоставляют себя для голосов Веры Засулич и Веры Фигнер, Андрея Желябова и Николая Кибальчича, и еще многих-многих других. Не святых, нет, совсем не святых, но мучеников. Убийц и жертв, порой случайных, как Геся Гельфман, которой смертная казнь была отсрочена до родов. И которая умрет до этой казни в страшных мучениях. Как сейчас бы сказали «из-за неоказания медицинской помощи». А через год в сиротском доме умрет ее дочь, которую не отдали в семью отца…

В каждом из них столько всего: от достоевских бесов до непонятной уверенности в ценности того, что делают. А это не одна революционная борьба: страшно трогает просьба Кибальчича за свои научные изыскания - чтобы не пропали. Прошение это разорвут и высморкаются (и всё же Кибальчич попадет не только в учебники истории, но и физики, впрочем, я не уверена, что он там есть сейчас). Что делать, что же делать? Они говорят, поют (да, о покушении на Трепова Вера Засулич споет самый жестокий из всех слышанных романсов) и не дают ответа. Ни в первом, ни в последнем слове, которое, впрочем, и не произнесено…

Ах да, при чем здесь Пушкин? Это вопрос, возможно, задают себе зрители, возвращающиеся из конспиративной квартиры в наш праздничный театр.

Пушкин при всем.

При столько раз помянутом в спектакле Джулиано ди Капуа Третьем отделении, не отпускавшем его до самой могилы.

При письме Жуковского шефу этого отделения Александру Бенкедорфу - 7 февраля это страстное послание блестяще сыграл на малой сцене Сергей Барковский.

При «и я бы мог» (дальше зачеркнуто) рядом с рисунком виселицы и пяти повешенных.

При «Графе Нулине», который был закончен в день восстания на Сенатской. В этом году восстанию декабристов 190 лет. Как-то его вспомнят? 

Да как бы не вспомнили - декабристов, народовольцев… Нельзя вычеркнуть ни из истории, ни из русской литературы:

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена.

«Для вас играли... Веня и Женя»

И спектакль «Нет Лет» Театра на Таганке в постановке легендарного Вениамина Смехова собрал полный зал, люди, встречавшие артистов овациями, были готовы слушать их и стоя. Под «Марш авиаторов» актеры поднялись на сцену, декорации которой отличались сдержанностью и даже скромностью, как и костюмы артистов - серые юбки, брюки, свитера, белые водолазки и рубашки - отголоски советского прошлого. Открыл спектакль именно Александр Сергеевич, по крайней мере, его портрет, и «В государстве по имени КАК БЫ» Евгения Евтушенко:

...Я хочу перед Богом предстать

как я есть,

а не как бы,

не вроде –

лишь бы «как бы счастливым» не стать

в «как бы жизни»

и «как бы свободе».

Спектакль «Нет Лет» - это поэтическое представление по стихам Евгения Евтушенко. Как уверяют его создатели, в новом времени спектакль сохраняет и продолжает лучшие традиции Театра на Таганке - «театра поэзии». В композиции лучшие стихи Евтушенко, от ранних до нынешних. Вениамин Смехов убежден, Евтушенко - «наше все» не меньше, чем Пушкин. Неслучайно именно эта постановка была выбрана для показа на Пушкинском театральном фестивале в Пскове. ФОТОРЕПОРТАЖ.

Некогда спектакль «Нет Лет» было решено посвятить школе Юрия Любимова. Вышел он, признался режиссер, неожиданно: в 2012 году Смехову позвонил Валерий Золотухин, тогда уже худрук Театра на Таганке, и заявил, что у Евгения Евтушенко есть идея отметить любимовское прошлое Таганки, лучшее прошлое театра, спектаклем. Смехов прислал поэту композицию будущего спектакля, а затем отправился просить благословения у самого Юрия Петровича. «Он ответил: «Я не священник, благословлять не буду, но если у тебя получится спектакль с моими бандитами, то я буду рад», - вспоминает Смехов.

Сам режиссер занимает в спектакле роль некоего булгаковского Мастера - сидя на краю сцены за письменным столом и печатной машинкой. Время от времени Вениамин Борисович читает стихи Евтушенко, а порой - делится своими впечатлениями, внезапно возникшими мыслями с нами, зрителями. Со сцены звучат воспоминания, пожелания, мнения и даже анекдоты, зачитываются письма. Великие имена, великие люди...

На сцене разные поколения артистов - «ветераны» и «не ветераны», как и в зале. Но всех нас объединяет любовь к искусству, а также извечные проблемы Бытия:

…О человек, чье имя свято,

подняв глаза с молитвой ввысь,

среди распада и разврата

остановись, остановись!

«Придут иные времена, взойдут иные имена», а пока артисты Театра на Таганке прославляют своих учителей - тех, чьи имена останутся в сердцах многих на долгие-долгие годы. На сцене актеры дурачились, грустили, тосковали, судачили, шутили, пели и плясали, заставляя зрителей снова и снова переживать самые искренние чувства и эмоции, трогающие до слез.

Вениамин Смехов признался, что и сам Евгений Александрович на премьере «Нет Лет» заплакал: «Но не в грустных местах, а, наоборот, в счастливых». Актеры Таганки, заметил Смехов, как ни одни другие артисты умеют соединять стихи, «и стихи танцуют, стихи поют, стихи плачут, стихи размышляют...» «Все это есть в этом спектакле. Мне просто повезло с этими актерами, которые все умеют. Золотухин предложил мне такую труппу актеров, с которыми я знал только радость. Этот спектакль доставляет радость и актерам, и зрителям. Он был сделан с любовью и желанием восстановить то, что было в 60-70 годы прорывом - спектакль по стихам», - сказал режиссер.

Не обошли стороной артисты и острые политические вопросы, которые актуальны и по сей день:

Потеряла Россия в России

Россию.

Она ищет себя,

как иголку в стогу,

как слепая старуха,

бессмысленно руки раскинув,

с причитаньями ищет

буренку свою на лугу.

Политическая ситуация в стране всегда была сложной, подчеркнул Вениамин Смехов: «Антракт нам только снится». Он добавил, что культура - это особая, отдельная Россия. «Очень рад, что я могу выбрать мою Россию, о которой идет речь в этом спектакле», - признался Смехов.

Красной нитью всего спектакля были легендарный строки Евтушенко:

Я разный -

я натруженный и праздный.

Я целе-

и нецелесообразный.

Я весь несовместимый,

неудобный,

застенчивый и наглый,

злой и добрый...

Зрители «Нет Лет» смогли заново познакомиться с поэтом, посмотреть на него глазами великих мастеров, артистов Театра на Таганке, самого Вениамина Смехова. Дань памяти в этот вечер отдали и Валерию Золотухину. Некогда он сам начинал репетировать этот спектакль, но сыграть в постановке не успел - 30 марта 2013 года его не стало:

На дощатой плахе-сцене

Рвал Высоцкий грудью цепи

И лучился заводной,

Легкий, звонкий, без натуги

Золотов, нет - Золотухин,

Золотистый, золотой...

«Любимова птенцов», «таганскую породу» зрители благодарили стоя. А Смехов в завершении сказал псковичам: «Вы замечательные зрители», а затем поочередно, ласково, почти по-отечески, представил всех участников постановки, в том числе и себя: «Для вас играли... Веня и Женя». К сожалению, лекцию «Поэтический разговор» Вениамин Смехов был вынужден вчера отменить, но «поэтический» урок он псковичам все же преподал. 

Елена Ширяева, Светлана Аванесова

Сюжет: XXII Пушкинский фестиваль Более 4-х тысяч зрителей посетили XXII Пушкинский театральный фестиваль Вениамин Смехов: Антракт нам только снится Пушкинский театральный фестиваль: Как псковичи Мамонова напугали... Виктор Ерофеев: Любая пропаганда оболванивает Пушкиниана Камы Гинкаса Петр Мамонов представит сегодня в Пскове свой моноспектакль «Дед Петр и зайцы» Пушкинский театральный фестиваль: Все наше Кама Гинкас и Генриетта Яновская покажут сегодня псковичам «Золотого петушка» «Нет лет - для всех Ромео и Джульетт!..» Вениамин Смехов даст сегодня в Пскове спектакль «Нет лет» и прочтет лекцию «Поэтический разговор» Пушкинский фестиваль: кинематографично, необходимо, просто смешно Андрей Турчак стал слушателем лекции Льва Лурье «Псковские крестьяне в старом Петербурге» на Пушкинском фестивале 70 подопечных «Ростка» бесплатно посмотрели «Сказку о золотой рыбке» в Псковском драмтеатре О разнице идеалов бабушек и внучек «Рыбак и его душа»: «Как посмел ты красавицу эту...» «Вы про Пушкина мне не рассказывайте, я похабщины не люблю...» О Пушкине изящном и не только В Пскове открылся XXII Пушкинский театральный фестиваль На XXII Пушкинском фестивале впервые опробуют новый формат спектакля В Пскове сегодня откроется XXII Пушкинский театральный фестиваль Александр Стройло представит в Пскове «Анекдоты из жизни Пушкина» Спектакль «Жизнь за царя» покажут в фойе псковского театра в исторической части здания Писатель Виктор Ерофеев и актер Вениамин Смехов прочитают лекции в рамках Пушкинского фестиваля в Пскове Оргкомитет Пушкинского театрального фестиваля ведет переговоры об участии в нем Владимира Рецептера Билеты на Пушкинский театральный фестиваль будут дешевле, чем на Стаса Михайлова Новое пространство будет задействовано в псковском драмтеатре для проведения Пушкинского театрального фестиваля Дмитрий Месхиев назвал программу XXII Пушкинского театрального фестиваля беспрецедентной Жанна Малышева пожелала, чтобы XXII Пушкинский театральный фестиваль стал новой ступенью роста для всех его участников Программа XXII Пушкинского фестиваля В Пскове пройдет XXII Международный Пушкинский театральный фестиваль
ПЛН в телеграм




Все публикации раздела Сцена / Фестивали
опрос
Опасаетесь ли вы Третьей мировой войны?
В опросе приняло участие 274 человека