Завтра депутаты Псковского областного Собрания будут рассматривать бюджет региона в первом чтении. Псковская Лента Новостей побеседовала накануне с руководителями фракций парламента на предмет их видения главного финансового документа. Своим впечатлением о проекте бюджета поделился руководитель фракции «Яблоко» Лев Шлосберг (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) .
- Лев Маркович, насколько я знаю, ваше общее впечатление от бюджета является достаточно негативным.
- Бюджет Псковской области не отражает реалий экономической ситуации как в России, так и в регионе. Он является инерцией предшествующих концепций бюджета, когда недостаток денег для реализаций идей пополнялся с помощью заемных средств. С каждым годом доля этих средств в областном бюджете растет на глазах: миллиарды в год добавляются в этой строке.
На днях мы впервые увидели цифры бюджета на плановый 2015 год: обслуживание госдолга по проекту составит 1,040 млрд. рублей, что составляет более 5% бюджета, на 1 января 2016 года верхний предел государственных заимствований превышает собственные доходы бюджета. Это уже выходит за рамки закона, но до 2017 года регионам дано лукавое законодательное исключение: разрешается в этой формуле к собственным доходам добавлять кредиты вышестоящего бюджета.
С помощью этой «шапки» Псковская область увеличивает долги: на начало этого года планировалось, что сумма привлекаемых кредитов по отношению к собственным доходам на конец 2012 года будет составлять 38,7%. На сегодня мы уже вышли на 62,3%. По итогам 2015 года эта цифра составит 103,7%. Это самый апокалиптический бюджетный ряд, который показывает две основные тенденции: первое – общее нарастание заемных средств, второе – мы остаемся регионом, где основным источником дохода является подоходный налог. При этом я не вижу никаких реальных шагов по развитию собственной экономической базы в Псковской области, которые увеличивали бы долю налога на прибыль.
- Администрация области уверяет, что все регионы страны живут в кредит.
- Да, кредиты являются частью жизни почти всех российских регионов, вопрос заключается в доле использования этого инструмента: область берет кредиты не по своему потенциалу. Бюджетные кредиты, конечно, должны быть приоритетом, это действительно выгодно. Но если вы берете 2 млрд., а в срок готовы отдать только 1 млрд. рублей, то их придется замещать коммерческими кредитами. А как у нас расплачиваются по кредитам? Новыми кредитами.
- Губернатор все же говорит, что долги – это инвестиции в Псковскую область, и скоро мы начнем получать прибыль.
- Есть понятие бюджета развития, он заключается в заметном содействии тем или иным направлениям экономической деятельности. Бюджет развития Псковской области противоречит имеющимся обстоятельствам. Бюджет отсечения для приоритетного инвестиционного проекта пока составляет 100 млн. рублей. Это очень крупные деньги, в Пскове такой бизнес практически не представлен. В итоге власть рада видеть инвесторов со стороны, но не развивает собственных налогоносителей.
Как мне представляется, никакое Моглино, никакое Ступниково значимых инвестиций, сопоставимых с сегодняшними налогоплательщиками, в регион не принесут. Не нужно создавать финансово-промышленных монстров, которые очень неустойчивы, нужно обратить взор на местный малый и средний бизнес. У нас совпало два события - создание мегасвинокомплекса в Невельском районе и вступление России в ВТО. Боюсь, что сейчас рухнет весь бизнес-план этого свинокомплекса.
- Сельская культура?
- Что касается регионального расчетного норматива учреждений культуры: в этом году их уничтожено более пятидесяти, только потому, что администрация области отказалась исполнить постановление областного Собрания депутатов. Представленный норматив составляет 624 рублей из расчета на человека, я ставлю вопрос об увеличении до 700 рублей. Сейчас норматив составляет порядка 613 рублей, хотя его минимальная потребность, рассчитанная в этом году, составляет 668 рублей на человека.
- Что касается налоговых нормативов для муниципалитетов, какой позиции придерживаетесь вы?
- Псков по законодательству должен был получить 28% подоходного налога, но ему досталось 26%: разница в 2% - это десятки миллионов. На мой взгляд, при формировании бюджета относиться к Пскову и Великим Лукам как к дойным коровам, недопустимо. О городах-донорах нужно заботиться. Сейчас реальное отношение к Пскову и Великим Лукам - потребительское, мотивы такого отношения мне понятны. Но такой подход ошибочен, нельзя их «стричь до костей». Еще одна важная проблема при формировании муниципальных бюджетов: когда считаются региональные контрольные нормативы для муниципалитетов, их потребности в обслуживании муниципального имущества не учитываются.
Нам нужно абсолютно менять межбюджетные отношения: муниципалитеты в совокупности сегодня имеют в консолидированном бюджете 19%. Я настаиваю на том, что мы должны вернуться к этому вопросу, чтобы адекватная цифра по налогу на прибыль зачислялась в бюджет муниципалитета. Я допускаю, что по Пскову и Великим Лукам эта планка будет ниже – это все же регионы-доноры – но они должны получать существенные деньги. У нас есть депрессивные районы: относительно некоторых из них - например, Усвятского, Плюсского, Красногородского районов - я бы поставил вопрос о возможности зачисления в бюджет до 50% налога на прибыль.
- Что касается целевых программ: они в будущем бюджете сохраняются?
- Региональные целевые программы являются значительной частью ответственности бюджета: 16 целевых программ будут секвестированы, общая сумма по ним составляет 4 млрд. 70 млн. рублей, подтверждено финансирование на 3 млрд. 284 млн. рублей, таким образом недофинансирование составляет 786 млн. рублей. А некоторые программы играют очень большое значение. Например, программа «Культура Псковского региона»: план – 106 млн., реальное финансирование – 55 млн. рублей.
- Чем отличается политика действующей администрации от предыдущей, почему долги резко пошли вверх?
- У прошлой администрации была лучшая финансовая отчетность за всю историю Псковской области; отсутствие долгов у такого региона, как Псковская область, было беспрецедентным. Но обратной стороной стало сокращение в социальной сфере и неучастие региона в некоторых принципиально важных целевых программах, где нужно было региональное софинансирование. Получить софинансирование можно было только за счет заемных средств. Именно политика такого софинансирования является основной у действующего губернатора Андрея Турчака. Средства софинансирования регион вносит, в основном, не налогами, а кредитными деньгами. Создается мощный социальный эффект от масштаба привлеченных денег, но при сухом анализе происходит значительный рост собственного долга.
Беседовал Денис Камалягин (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом)