В среду, 17 октября, в псковском Городском культурном центре состоялось первое публичное обсуждение областного бюджета на 2013 год. Поскольку целевой аудиторией были, судя по всему, журналисты, «совещание с главами муниципальных образований» приобрело, по большей части, формат поучения и назидания. Руководители комитетов и управлений областной администрации рассказали, какими именно способами привлечения средств из консолидированного бюджета пренебрегают муниципалитеты. Ответного слова на совещании главам районам не предоставили – придется подождать публичных слушаний, намеченных на 23 октября.
Открывая совещание, губернатор Андрей Турчак предупредил, что бюджет 2013 года будет тяжелым, зато прозрачным. «Тяжесть» обещают параметры федерального бюджета, а вот над «прозрачностью» придется поработать самостоятельно. Для этого и задуманы первые в истории региона публичные слушания по бюджету области – ранее эту процедуру проходил только бюджет города Пскова.
Для затравки губернатор уверил собравшихся, что будущий бюджет останется социально-ориентированным. Псковская область не только не сократит, но и продолжит наращивать свои социальные обязательства. На том факте, что одновременно планируется наращивать и государственный внутренний долг (верхний предел долга области на 1 января 2014 года определен в сумме 9 570 738 тыс. рублей, на 1 января 2015 года - 12 305 082 тыс. рублей), глава региона предпочел внимание не заострять.
Наметив основные планы на ближайшее будущее, Андрей Турчак передал слово своему заместителю, начальнику Государственного финансового управления области Татьяне Бариновой. Ее доклад представлял собой расширенную версию проекта закона о бюджете, с которым можно познакомиться на официальном сайте администрации области. Доходы на 2013 год запланированы в сумме 19 058 210 тыс. рублей, расходы - 22 972 654 тыс. рублей, дефицит составит 3 914 444 тыс. рублей или 30,1% общего годового объема доходов. «Что практически на 12% ниже, чем 2012 году», - добавила ложку меда Татьяна Баринова. Объем расходов в 2013 г. снижается по сравнению с уровнем текущего года, что и понятно: завершилась программа по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, израсходованы федеральные средства по модернизации здравоохранения (работа продолжится с региональным финансированием), завершился юбилей Изборска и строительство Ледового дворца. Новая амбициозная задача, под которую в область будут привлекать большие федеральные деньги – это газификация. На строительство распределительных сетей и модернизацию котельных Псковской области «Газпром» готов потратить более 5,5 млрд рублей за три года.
Начальник областного финуправления коротко пересказала бюджетные планы по основным направлениям. Короче всего получился рассказ о молодежной политике: «Всего план расходов на молодежную политику составляет 24 млн ежегодно. Ну, суммы небольшие…».
Контрольные цифры, сколько от общего пирога получит каждый конкретный район и город, в ходе совещания не прозвучали. Бюджеты муниципальных образований Татьяна Баринова собиралась в деталях обсуждать с районными финансистами на следующий день. «Прошу, чтобы явка была стопроцентная», - Татьяна Алексеевна строго оглядела глав районов поверх очков, словно классный руководитель – учеников старшей школы (то есть людей, в принципе, взрослых, но которых еще учить и учить). Со своими младшими товарищами главному финансисту области предстоит как следует поработать над устранением «неэффективных расходов», какими славятся муниципальные бюджетные учреждения. По словам Татьяны Бариновой, это, как правило, раздутый административный персонал и слишком большие «прочие доходы»: «Поэтому мы будем встречаться с отраслевиками и смотреть, где что можно отдать на аутсорсинг, как уходить от излишнего штата экономистов, бухгалтеров…»
Главы муниципалитетов, в отличие от журналистов, уже знали, на какие (судя по всему, невеликие) суммы могут рассчитывать. Татьяна Алексеевна сочла нелишним уведомить, что есть еще в закромах финуправления резервы для муниципальных образований, пока не распределенные. Это субвенции под будущее повышение зарплат бюджетникам, сборы по земельному налогу и налогу на имущество, всего на сумму 479,9 млн рублей. Собранные налоги будут поделены между районами, когда те отчитаются перед налоговыми органами: «Сейчас, все то, что вами представлено, настолько не поддается анализу…». У одних районов бюджетная заявка на уровне нынешнего года, у других – в десять раз выше, «а мы понимаем, что это тоже неправильно».
«Если с чем-то не согласны – пожалуйста, пишите письма с подтверждением из налоговой инспекции, и во втором чтении мы это рассмотрим», - пообещала вице-губернатор. К первому чтению параметры районных бюджетов, похоже, будут верстаться все-таки в ГФУ. Татьяна Баринова напомнила муниципальным лидерам, что по опыту прошлого года недобираются только те налоговые поступления, которые дополнительно определяют для себя сами муниципальные образования. «Коллеги, необходимо посмотреть свою доходную часть, она у вас сильно завышена!» - обратилась Татьяна Алексеевна к участникам совещания.
Завышенными назвала Татьяна Баринова и заявки на финансирование муниципальных учреждений. Например, при пересчете на норматив получается, что в некоторых районах абсолютно все дети посещают два-три кружка. В других районах 80-90% населения оказываются завсегдатаями библиотек. Откуда, казалось бы, такие цифры? – можно подумать, в районах нечем заняться, кроме как книжки читать. То ли дело Псков и Великие Луки: «Надо отдать должное, в Пскове – четверть населения является читателями, в Великих Луках – одна треть». Другое дело.
В общем, уловки районных администраций, стремящихся любым путем увеличить свою долю межбюджетных дотаций, получились не слишком изящны. Потому что пути выбираются, прямо скажем, устаревшие. «Мы не финансируем сегодня по сметам! Мы финансируем по госсзаданиям!» - не раз напоминала вице-губернатор. Между тем, существуют другие, более современные инструменты по вытягиванию из общего кошелька дополнительных дотаций и субсидий – но, как вскоре выяснилось, районы не умеют ими пользоваться.
Заместитель губернатора по социальному блоку Вера Емельянова рассказала, например, что до сих пор открыт список на участие в программе создания офисов врачей общей практики. Деньги на это в проекте бюджета предусмотрены, а заявок от районов не хватает. Ровное, певучее выступление Веры Васильевны убаюкало большинство участников совещания. И хотя конкретные цифры в памяти не отложились, осталось стойкое убеждение, что в социальной сфере все будет хорошо.
Председатель госкомитета по дорожному хозяйству Валерий Медведев доложил о параметрах Дорожного фонда области на 2013-2015 годы. В проекте бюджета следующего года на дороги зарезервировано 2 301 800 тыс. рублей, включая расходы на ОЦП «Развитие автомобильных дорог в Псковской области на период 2011-2015 годы», программу «Доступная среда», мероприятия по установлению полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог и проценты по бюджетным кредитам из федерального бюджета. В этот момент скучное перечисление цифр и статей прервал губернатор, напомнив главам районов, что некоторые из них тоже привлекали бюджетные кредиты на дорожное строительство.
Тут почему-то вспомнился партийный проект «Дороги Единой России», однако потом участники совещания из числа глав районов и депутатов областного Собрания, такую связь категорически отрицали. На самом деле, не только перед выборами случается так, что деньги на ремонт дорог в бюджете заканчиваются слишком рано. Тогда, чтобы продолжать работы, приходится прибегать к заемным средствам, при этом отдельным лояльным счастливчикам удается перехватить бюджетный кредит, который значительно дешевле коммерческого.
Андрей Турчак выразил недовольство, что средства на возврат кредитов в проектах районных бюджетов не предусмотрены: «Брать – берем, а на что рассчитываем, непонятно!» Он еще раз вернулся к этому вопросу в конце совещания. Губернатор попросил запланировать хотя бы частичное замещение тех бюджетных кредитов, «которые вы уже приобрели и не намерены гасить - знаю, на что вы рассчитываете! - коммерческими кредитами». Даже со спины было видно, что это предложение глав отнюдь не обрадовало. Желая подсластить пилюлю, Андрей Турчак пообещал муниципалам всестороннее содействие в переговорах с коммерческими банками. Банки, надо думать, будут довольны, в любом случае.
В общем, кредиты и сметы – вот финансовые инструменты, лучше всего освоенные муниципальными властями. Руководители отраслевых комитетов рассказали главам районов, что есть и другие способы. В сфере ЖКХ, например, региональный бюджет готов софинансировать капремонты, к выполнению которых удается привлечь инвестора. Область софинансирует и работы по ликвидации несанкционированных свалок, но тут свои заявки подали только Псков и Великие Луки. По программе энергосбережения предусмотрены субсидии на возмещение убытков теплоснабжающим организациям, в том числе, авансом, чтобы поддержать коммунальные предприятия в ходе подготовке к зиме. Однако ни одной заявки на авансы от муниципалитетов в комитет по тарифам и энергетике в третьем квартале не поступало, посетовала председатель комитета Елена Пилипенко: «Все жалуются, что в убытках сидят, а сами не обращаются за субсидией». Даже псковский «Горводоканал» не спешит забрать зарезервированные для него 4 млн рублей.
«Да вы не переживайте, Елена Викторовна! - утешил Андрей Турчак. - Нет документов - нет денег!»
Предусмотренные повесткой дня содоклады глав районов о состоянии межбюджетных отношений в Псковской области так и не состоялись. Вместо этого губернатор предложил муниципальным лидерам «максимально подготовиться к 23-му числу». «Не надо никаких делегаций, ходоков от района, которые будут поднимать руку и просить что-то добавить, - подсказал он главам интересную технологию. - Готовьте системные вопросы, которые касаются не одного района, а всей области».
Публичные слушания по областному бюджету, как уже объявлено, состоятся 23 октября в 17.00 в Городском культурном центре на площади Победы. К участию приглашаются граждане, проживающие в Псковской области, региональные общественные организации и объединения, а также представители органов государственной власти и местного самоуправления. Мы тоже придем.
Светлана Прокопьева (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом)
Фото: пресс-служба администрации Псковской области