30 октября Псковское областное Собрание депутатов приняло в первом чтении проект закона о бюджете-2013. Накануне сессии регионального парламента мы обсудили проект главного финансового документа с депутатом и предпринимателем Игорем Савицким. Будучи членом фракции КПРФ, Игорь Николаевич решил голосовать так, как решит фракция, то есть «против» принятия бюджета. Тем не менее, его оценка финансового плана не столь негативна и категорична, как у коллег-оппозиционных депутатов. Игорь Савицкий рассказал Псковской Ленте Новостей, на что должен обратить внимание среднестатистический житель Псковской области.
- Игорь Николаевич, как Вы оцените бюджетный процесс в этом сезоне?
- В этом году, впервые за много лет, бюджет нам был предоставлен заранее, все заинтересованные лица могут обсудить его. У нас есть компьютеры, можно посетить официальный сайт администрации, скачать документ. Администрация подготовилась, как никогда.
Из чего состоит бюджет? Он принимается в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, законом Псковский области «Об областном бюджете на 2013-2015 годы». Есть очень важный документ – Бюджетное послание губернатора. Гражданам именно его нужно читать – это как раз решения руководства о том, куда в основном будут направляться деньги бюджета.
- То есть там озвучены принципиальные решения - на это тратим, на это и вот на это?
- Да. Вот это и должно интересовать граждан. С моей точки зрения, губернатор должен выступать по телевидению со своим бюджетным посланием. Это касается всех, и все налогоплательщики должны слушать внимательно – и хлопать в ладоши или возмущаться.
Далее: есть еще один документ, который готовит вице-губернатор Баринова Татьяна Алексеевна и государственное финуправление. Это пояснительная записка по доходам и расходам бюджета. Этот документ уже для депутатов. И есть еще куча приложений, где цифры и тезисы, упомянутые в перечисленных документах, объясняются и расшифровываются.
Но, господа, я сам занимаюсь финансами, и не понимаю ажиотажа по поводу бюджета. Бюджет сегодня, и не только в нашей области, но и в Российской Федерации, никто, кроме исполнительной власти, не контролирует, и даже исполнительная власть это делает плохо (вы, наверное, помните заявление бывшего президента Дмитрия Медведева о том, что бюджет расходуется, так сказать, неэффективно). У граждан должен быть такой подход: мы – налогоплательщики, и мы хотим знать, куда идут заработанные нами деньги. Но так вопрос не ставится, а ставится по-другому, чем я удивлен: а что нам будет? Да ничего не будет! Пока вы не станете добросовестными налогоплательщиками, способными спросить – но не с нашего губернатора, тут надо выше брать – с президента! – куда идут деньги бюджета, которые на 60 или 70% составляют наши налоги. Вот когда будет такое требование: мы – налогоплательщики, и мы хотим сами следить за расходом наших денег?
- Мы, псковичи, как раз имеем право так говорить, потому что у нас в проекте бюджета 40-45% дает НДФЛ.
- Это да, а вообще по стране 70% - это наши налоги.
- Давайте подробнее поговорим о доходах – на чем зарабатывает Псковская область?
- Будущий бюджет мало чем отличается от прошлого: он социально направленный, он регрессивный, то есть налоговые поступления кардинально не растут. Рост – в рамках инфляции. Инфляция у нас по Росстату 9%, на самом деле – 12-14%, и если вычесть этот процент, запланированный сбор налогов не отличается от этого года. То есть, экономического роста нет. Самые собираемые налоги – это налог на имущество, 1,9% для промышленных предприятий и 2,2% для торговых, и налог на землю. Налог на землю начисляется из так называемой кадастровой стоимости земли, и его собираемость вообще не связана с тем, что предприятия работают лучше или хуже – можно просто взять и изменить кадастровую стоимость. По закону полагается привязывать кадастровую стоимость земли к рыночной, но это не соблюдается.
- Но у нас, наверное, не высокая кадастровая стоимость земли?
- Очень высокая. В России - кадастровая стоимость земли выше рыночной. Я приведу пример: в 2008 году случился кризис, рыночная стоимость земли резко упала. А налог на землю нам только добавили! Итог: налог на землю вырос при падении рыночной стоимости земли. Мало того, земля переоценена – она у нас дороже, чем в Финляндии. Зато это легко собираемый налог. Налог на доходы физических лиц, налог на имущество предприятий, налог на землю — это основные налоги, которые пополняют бюджет. И они не меняются, на это нужно обратить внимание. Берем НДФЛ: налогооблагаемая база в 2012 году у нас составляла аж 50 млрд. рублей, и по ставке 13% получается поступление порядка 6,5 млрд. рублей.
- При этом нужно иметь в виду, что многие предприятия платят «серую» зарплату, да?
- Вы знаете, я так не думаю. При плоской шкале налогообложения, 13%, предприятию нет смысла платить в конвертах. Если перевести экономику на прогрессивную шкалу, как предлагают некоторые, то есть до 40% забирать с высоких доходов, вот тогда все предприятия будут платить «серую» зарплату или вообще «черную».
- Скажите, весь НДФЛ остается в области, или какая-то часть уходит на федеральный уровень?
- НДФЛ остается весь в регионе. Вот налог на прибыль (20%) – да, от него 18% зачисляется в бюджет субъекта, а остальное (2%) мы отдаем федерации. Когда мы говорим о регионах-донорах и дотационных регионах – это все условно. Вот Тюмень: им повезло, у них в регионе есть нефть. А у нас, казалось бы, есть таможня – так давайте часть таможенных платежей оставлять в региональном бюджете! Но нет, закон этого не позволяет, и по большому счету, мы ничего не получаем от наличия государственной границы. Что меня еще поразило: запланированы большие поступления от штрафов на дорогах, порядка 130 млн. рублей. По транспортному налогу – поступления порядка 500 млн., а штрафы 132 млн., и они уже планируются в бюджет. Так что нас всех будут нещадно штрафовать.
Итак, как мы считаем доходы: нам пишут базовую ставку, налогооблагаемую базу, а также прогнозируют, что, мол, в 2013 году сбор увеличится на 9%. Но 9% - соизмеримо с инфляцией. Поэтому я и говорю, что налоги, по факту, на 2013 год – те же, что были в 2012-м, то есть реального роста доходов нет.
- В долгосрочных планах – доходы бюджета области на 2014 год (18,73 млрд.) даже меньше, чем на 2013-й (19,05 млрд.)…
- Да, да! Переходим теперь к другому пункту. Структура доходов в консолидированном бюджете области. Получается очень интересная вещь: собственные доходы у нас 15,6 млрд. рублей, это самая главная сумма за 2012 год. Безвозмездные перечисления – это дотации, субвенции и так далее – 9,7 млрд. рублей. Собственные доходы состоят из доходов от налоговых и неналоговых поступлений. НДФЛ порядка 6 млрд., то есть примерно половина всех доходов. Итого: все доходы консолидированного бюджета области за 2012 год составили 25 млрд. 482 млн. рублей.
И вот, сразу что бросается в глаза в плане на 2013 год – резкое понижение дотаций: было 9 млрд., стало 6. Сразу же в проекте планируется повышение собственных доходов на 2 млрд. рублей (всего 17,2 млрд. руб.), что в принципе нереально. Либо нам надо всю область продать, чтобы покрыть недостаток федеральных дотаций. Но финансовая служба нам поясняет: федеральный бюджет строится на основе планируемой минимальной цены нефти на рынке, а дотации выделяются в конце года, исходя из профицита бюджета, и поэтому пока не учтены в бюджете Псковской области.
- А есть какие-то гарантии, что профицит в федеральном бюджете появится и дотации, соответственно, поступят в область?
- Пока гарантии нет. Стоимость на нефть я не берусь предсказывать. Никто не может предсказать цены – это очень сложные процессы в мире. Тем не менее, паниковать не надо, как нам объяснил губернатор: в 2013 году будет коррекция безвозмездных перечислений из федерального бюджета, свои деньги мы получим, и бюджет будет сбалансированным.
Далее. Бюджет бывает дефицитный, профицитный и бездефицитный, сбалансированный. Мы принимаем дефицитный бюджет. Что дает бездефицитный бюджет: все честно получают свои деньги. Каждый район области получит то, что ему полагается. Дефицитный бюджет – это тот, в котором власть решает за 30% средств, кому дать, кому нет. Люди – главы МСУ, директора учреждений – находятся в подвешенном состоянии. То есть дефицит бюджета укрепляет исполнительную власть. Власть, по большому счету, заинтересована в дефицитном бюджете. Но это не политика Турчака, это федеральная политика. Поэтому если в Псковской области бюджет станет бездефицитным, то возникнут сложности.
- Подождите, у нас же система казначейства, деньги лежат в общем котле, их никто физически в руках не держит. Кто успел выполнить работы по планам и предъявить свою расходную статью к оплате, тот и получил, верно?
- Ну, предъявить к оплате – это одно, получить оплату – это другое. Там сидят опытные финансисты - госпожа Баринова, например.
- То есть областные финансисты могут просто притормозить прохождение платежей?
- Конечно. Ведь бюджет уже в первые два квартала становится бездефицитным. Так построен бюджет, потому что у нас так построена исполнительная власть в Российской Федерации.
- То есть это искусственный дефицит?
- Ну, в общем-то, да, но это отдельный нюанс. С этими бумагами, с дефицитом в 30%, Турчак едет в министерство. Как политик, он обязан делать бюджет дефицитным, без дефицита трудно получать дополнительные деньги. Кроме дефицитного бюджета, есть еще растущий государственный долг, которым все очень обеспокоены. Не бойтесь ничего! Государственный долг – это как ураган в штате Канзас: нас не касается. Если бы долг был перед другими странами, то еще могли бы быть какие-то не очень приятные последствия, например, заставили бы урезать расходы. А внутренний госдолг – абсолютно никого не затронет. Более того: чем больше вы займете, тем лучше региону. Верхний предел госдолга на 1 января 2015 года планируется 12,3 млрд. рублей. Получается, долг сопоставим с нашими собственными доходами. Чтобы вы поверили, что мы не разоримся: расходы на обслуживание этого долга – 5% от общего дохода региона. Если на погашение госдолга уходит 5%, это значит, что вы неплохо живете. При этом заимствования идут таким образом: по ставке 8% годовых от коммерческих банков на 2-3 года. То есть на каждом занятом миллионе мы зарабатываем 50 тысяч рублей за счёт инфляции. Получается, чем больше мы взяли долгов, тем больше мы заработали.
- Это если низкий процент по кредиту!
- Если процент ниже инфляции. Я вам так скажу: пока такая ситуация в стране, что инфляцию не остановить, а скорее всего, она будет набирать обороты, лучше брать в долг. Если инфляция будет 20%, мы заработаем ещё больше. Только надо не проедать эти деньги, а вкладывать в развитие региона.
- Давайте вернемся к дефициту. Если дефицит – это средство манипуляции, то за счет чего он создается? Что, заранее прописаны какие-то необязательные расходы, которые, если что, можно просто не профинансировать?
- Есть так называемые защищённые статьи бюджета, это зарплаты, социальные пособия и так далее. Слава богу, они не составляют 100% от бюджета. Что касается других расходов: они бывают нерациональные: воруют, дороги делаются плохо и так далее. С другой стороны, если сравнивать с Россией в целом, то вложения в Псковской области достаточно эффективны. Одно то, что мы смогли с помощью хитростей Турчака сделать дорогу от Пскова до границы – это серьезные инвестиции. Дороги есть, Ледовый дворец построили, область это не разорило. Идет реконструкция театра, много денег тратится на культуру – то есть много расходов, которые делают жизнь в нашем городе не такой скучной и серой.
Но со многими расходами можно поспорить. Многочисленные комитеты по промышленности, по торговле и так далее. Например, вот этот комитет по поддержке предпринимателей, я считаю, не имеет смысла. Деньги там совсем небольшие, всем льготы из них не дашь, делить их – опять-таки, провоцировать коррупцию. Я уже выражал свой протест по поводу технопарка в Моглино – тут разруха в северо-западной промышленной зоне (район ул. Индустриальной), а мы хотим строить промышленные предприятия там, где должны стоять коттеджи, где люди должны жить! Власти вкладывают деньги в развитие технопарка, чтобы получить дотации и субвенции от федерального правительства. То есть деньги бюджета области и России тратятся не всегда рационально. Тем не менее, занимать у государства необходимо: если будет высокая инфляция, мы выиграем на ней, если будет высокая стоимость нефти, то государство эти долги простит. То есть мы выиграем в том и в другом случае.
- Но вдруг в 2014 году Андрей Турчак решит, что надоело ему быть губернатором? Раз - и не станет участвовать в выборах. Он уйдет, а у нас останется 12 млрд. долга.
- Ну и что? Я надеюсь, что придет нормальный человек, с такой же головой. Любой нормальный хозяйственник знает, что есть два пути. Первый – инфляция: главное, чтобы деньги были вложены в инфраструктуру города. Второе – если будет укрупнение рубля, нам все эти долги погасят.
- А на что у нас в области уходят деньги?
- Как и в любой провинции (опять же, не нужно во всем винить Турчака), бюджет расходуется не совсем рачительно. Но по-другому нельзя, потому что воруют. Мы рассмотрели доходные статьи, но заметьте: не все статьи раскрыты в пояснительной записке, где-то только косвенные ссылки. Единый налог по упрощенной системе налогообложения приносит 600 млн. рублей, это наше малое предпринимательство. Рост на 2013 год запланирован порядка 1% - ниже инфляции. Депрессняк получается! Единый налог на вмененный доход тоже небольшой, 466 млн. рублей, вместе они дают 1 млрд. примерно. Опять же, на 2013г. повышение 2 % - ниже инфляции.
Далее, у нас вводится новая система – патентное налогообложение. С 2013 года можно купить патент и оплатить таким образом все налоги. Это легко администрируемый налог, его просто и платить, и собирать. Патент во всех отношениях защитит предпринимателя.
Налог на имущество организации – достаточно строгий, составляет 940 млн. рублей по области. Это серьезно. Этот налог провоцирует депрессию в бизнесе: когда покупаешь новое оборудование и делаешь капвложения, попадаешь на такие деньги, что развитие становится невыгодным.
- Но существуют же какие-то льготы для инвестора, как раз на случай капвложений?
- Есть льготы областного бюджета, но они разовые. Ели мы хотим что-то поменять с бизнесом в стране, этот налог нужно отменить. Тогда у нас будет развиваться промышленность и создаваться рабочие места. Налог на имущество организаций – депрессивный, вкладывать деньги и покупать новое оборудование из-за него очень не выгодно. Например, мы вложили в оборудование в 2012 году 2 млн. долларов, и заплатить с них 1,9% налога на имущество – немаленькая сумма получается. В других странах, например, в Германии, большого налога на имущество предприятий нет, иначе «Мерседес» не менял бы всё оборудование раз в три года. С другой стороны, налог на имущество физических лиц в областном бюджете всего 24 млн. рублей – и это неправильно.
Транспортный налог мы платим в зависимости от мощности автомобиля. Я бился за то, чтобы его не было, но ничего не вышло. На мой взгляд, этот налог необходимо включить в акциз за бензин: много бензина купил – много заплатил, мало ездил – и налога заплатил мало. Зачем платить с лошадиной силы, если вы, может быть, вообще не используете автомобиль?
Земельный налог тоже не сильно стимулирует развитие земледелия. Люди не заинтересованы покупать землю. При покупке кадастровая стоимость земли меняется, а ставка налога на землю уменьшается незначительно. Получается не совсем продуманный налог. Нельзя, чтобы земля была бесплатной, но в таких условиях ее не очень выгодно покупать.
- В Пскове планируют распределить дворовые территории между домами, тогда люди будут и за это еще земельный налог платить…
- Ну, вообще-то так и должно быть.
- По закону?
- По жизни! Люди должны иметь возможность распоряжаться своим двором.
Так, далее: налог на природные ресурсы. Ну, у нас их не сильно много, поэтому и обсуждать нечего. Межбюджетные отношения. В общем-то, средства между муниципальными образованиями распределены равномерно, обиженным себя считает только город Псков. Он считает, что должен получать больше. Я сам пскович, я все понимаю, но что тогда делать с остальными районами, как их финансировать? Псковичам нельзя так просто прийти к губернатору и сказать: «Дайте нам ещё 500 миллионов рублей!». Чтобы просить, нужно и самим что-то делать по оптимизации доходной, а главное, расходной части бюджета. Губернатор же не сидит на мешках с деньгами.
Что мне ещё не нравится: финансирование национальной безопасности из федерального бюджета 20 триллионов на 5 лет – это слишком круто при нашей нищете, а Псковская область содержит целую кучу полукоммерческих комитетов: по промышленности, связи, транспорту, сельскому хозяйству и т.д. Я в них не вижу большого смысла. Я бы многие из них сократил, возложив их функции на Торгово-Промышленную палату, как сделано во многих европейских странах. Но эти вопросы должны решаться на уровне федерации
- Если не будет комитета по промышленности, кто же такие вопросы, как Моглино, будет решать?
- Мы с вами говорили: там ничего строить не нужно, у нас есть хорошая промзона на Запсковье. Это политика администрации Турчака, им нужно как-то получить деньги из федерального бюджета, это не имеет никакого другого рационального объяснения.
- Но 4 500 рабочих мест обещают…
- Я сам в свое время создал 3 тысячи рабочих мест, это не так дорого. Создание рабочих мест надо поручить предпринимателям: кто открывает столько-то рабочих мест, тот получает субвенции и послабления по налогам. На Западе так и делают.
- И все создали бы сами, без бюджетного участия?
- Конечно. Государство не должно этим заниматься, это неэффективные затраты: закончится бюджетно-денежная подпитка – и все рухнет. Комитет по культуре, по образованию – конечно, нужны. Им 3 млрд. руб. выделяются. Бюджет у нас социальный, заработную плату обещают повысить до средней по региону, все это так. Ну, а почему бы не выше? У учителей маленькая заработная плата. Сколько я живу, 50 лет, всегда была эта проблема. У меня и мама, и бабушка - учителя. Всегда зарплата учителя была низкой.
Нет четко выделенной суммы на развитие инфраструктуры. Нам нужно привести в порядок материальную базу школ, она в ужасном состоянии. Школа должна быть большая, современная, с хорошим спортивным залом, компьютеризованными классами, бассейном, с хорошей библиотекой. И вот тогда можно закрывать малокомплектные сельские школы – пусть дети ездят на школьном автобусе, как в Америке. Необходимо строить хорошие современные школы. Это должна быть государственная программа по развитию образования на селе, и программа школьного автобуса должна быть под контролем государства. А технопарки пускай предприниматели строят.
- Такие потребности отражены в бюджете?
- В том-то все и дело, что в бюджете на новые современные школы денег нет. Есть защищенные статьи бюджета: выплатили зарплату, школу кое-как отремонтировали, и все. Это не прерогатива Турчака, мы в отдельно взятой области такую проблему не решим, если мы не Москва и не Санкт-Петербург. У нас нет таких огромных денег.
- А как же федеральная программа «Наша новая школа»?
- Я вот слышал только одну программу: 20 трлн. потратить на вооружение. С кем воевать? Я не понимаю. Мы танк хороший изготовить не можем, потому что нет промышленности. Нужно не в военных вливать деньги, а в общее промышленное машиностроение России. Чтобы иметь хорошее вооружение, нужно иметь много хороших гражданских машиностроительных заводов.
Далее. Здравоохранение: 4,2 млрд. будем тратить, большие деньги. Нужна взвешенная политика. В этой сфере все очень коррумпировано: врачу нужно получать специализацию, его могут послать, могут не послать, все решает главврач. В итоге административные барьеры мешают врачам повышать свою квалификацию, лишают врачей возможности заниматься частной практикой, честно зарабатывать деньги и толкают их на путь всеобщей коррупции, безответственности и взяточничества. Материальная база наших медучреждений оставляет желать лучшего. Сельские медпункты: не в каждом даже клизму или капельницу можно поставить. Нужно вводить порядок, сделать хоть одну больницу хорошей. Очередь к врачу – это просто уголовное преступление. Всю систему нужно менять, систему управления и распределения. У нас медицина просто на нуле, нигде в Европе нет такой плохой медицины с такими смешными заработными платами рядовых врачей. Наши псковские мамы рожать ездят в Тарту, стыдно должно быть областному медицинскому руководству, не способному что-либо организовать.
- Бюджет на следующий год предполагает какие-то изменения?
- Нет. Далее. Физическая культура и спорт. Очень многие увлечены нашими профессиональными футбольными клубами и так далее. Я считаю, надо повсеместно строить спортивные площадки общего пользования и вкладывать в это намного больше денег.
- Нам на публичных слушаниях рассказали, что на спортивные площадки в бюджете денег не заложено – их в этом году «Газпром» будет строить.
- Ну, может еще и немцы помогут. Но если мы говорим о политике в области спорта, это федеральная задача – содержать профессиональный футбольный клуб в Псковской области. Нам, псковичам, необходимо больше спортивных площадок, велосипедных дорожек, школьных спортивных комплексов. Вместо этого бюджет финансирует центры подготовки олимпийских чемпионов. Но еще один олимпийский чемпион не повысит общий уровень здоровья по региону.
- Давайте поговорим про поддержку материнства и детства. Работает у нас региональный материнский капитал?
- Эта программа провалилась полностью, я считаю. Смотрите, вот вы будете рожать за 300 тысяч рублей? Я думаю, что нет. А кто будет?
- Наверное, тот, для кого это огромные деньги?
- Да. То есть, мягко говоря, не с лучшим генофондом. Лучше бы у нас была программа: один ребенок – 20% погашение ипотеки, второй – 30%, три ребенка – 60 %. Вот это поддержка! А так, нам бомжи нарожают детей, и что? Дальше: по 200 рублей выплачивают пособие на ребенка. Просто без комментариев. Не надо этого делать. Молодым семьям необходимо помогать с жильем. Материнский капитал еще попробуй получи, многим не ясен процесс, они и не обращаются. А был бы доступный ипотечный кредит, было бы все просто. Если бы молодая девушка знала, что, выходя замуж, они с мужем наверняка купят квартиру, то семьи были бы крепче, дети бы рождались. Ипотека потянет за собой строительство, строительство потянет промышленность!
- Тогда давайте поговорим про затраты на чиновников. Можно ли тут что-нибудь сократить?
- Это проблема глобальная. Если посмотрите, кто строит дома на территории Пскова, то это в большинстве чиновники и работники околобюджетной сферы. Они ничего полезного не делают, но получают большие деньги. И самое главное, что от них невозможно избавиться: когда чиновников сокращают, они переходят на другие должности. Перекрыли уже все нормативы по их содержанию, затраты колоссально растут. Содержание аппарата - 808 млн., а должно содержание всех должностей, включая федеральных чиновников, умещаться в 5% бюджета. Тут только кризис может помочь: рухнет цена на нефть, и все разбегутся. Городская дума – 42 млн., областная дума тоже немало, и попробуй всех пересчитать: нас, предпринимателей, проверяет около сорока организаций.
В любой чиновничий структуре есть закономерность, это не я придумал: если в одном здании работает 900 чиновников, то они могут даже не связываться с внешним миром, работать сами с собой. Что касается численности чиновников и перспективы их сокращения, существует известное правило: аппарат, численностью более ста человек, раз в пять лет сокращается на 30% без всякого ущерба для деятельности. Этим правилом давно пользуются руководители крупных коммерческих структур. Мало того, мне кажется, что если все отделы какой-нибудь администрации (кроме бухгалтерии) не выйдут на работу, то никто этого не заметит.
- Давайте перечислим, кого мы зря содержим за счет бюджета?
- Национальная безопасность – вроде бы, небольшие расходы, но если посчитать, то у каждого дома должен стоять милиционер. Главное государственное управление сельского хозяйства – не нужно, в Торгово-Промышленной палате должен быть отдел, который занимается фермерами и колхозниками, бюджета это совершенно не должно касаться. Комитет охраны природы и природопользования – это, наверное, нужно. По транспорту и связи – не знаю, это спорно. По туризму – сразу: Торгово-промышленная палата. Комитет по имущественным отношениям, наверное, нужен. Культура – нужен, образование – нужен, здравоохранение – нужен. Физическая культура и спорт – тоже спорно: все хорошо, но не тех размеров. Достаточно одного на всю область, а не в каждом муниципалитете. Можно было бы подсокращать, но вот представьте себе: придет такой умный губернатор и скажет – вместо трех тысяч чиновников на область, будет, скажем, пятьсот. И куда денутся остальные? Они все молодые, активные, выйдут на улицу с протестами.
- Так, какой мы с Вами сделаем вывод: жители почувствуют какие-то перемены?
- Все достаточно стабильно. Бюджет планируется по минимуму, так как от нефти зависит, но все равно растет. В четвертом квартале всегда добавят того, чего не хватает. Все, так или иначе, сходится, запланирован рост налогов. Конечно, это не к добру, такая ситуация, как сейчас, когда у нас президент не меняется, нет ни возможности прийти к власти, ни реальных полномочий на местах. И даже Собрание депутатов – это потеря народных денег: они ничего поменять не могут. Нужно быть очень энергичным, чтобы что-то изменить. Но бюджет области подготовлен, к нему в этом году подошли серьезно.
- Но развития, тем не менее, нет?
- Понимаете, нужны политические решения. «Протестующих посадить, всех на учет, интернет закрыть», и так далее: пока такая политика, у всех желание одно – смыться с этого корабля. Это происходит не от того, что у нас плохой губернатор, у нас администрация вполне вменяемая, с понятной и взвешенной политикой. Но сейчас ситуация управляет нами, а не наоборот.
Беседовала Светлана Прокопьева (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом)