На вчерашней сессии областного Собрания депутатов вопрос бюджета обсуждался без журналистов: места, как заявили в пресс-службе, в зале нет. Видеотрансляция (ее выставленные репортеры могли наблюдать в малом зале Собрания) показывала обратное, ну и ладно. Я, было, подумал, что всему виной несоответствие моего внешнего вида дресс-коду, но в малый зал был препровожден и один из псковских редакторов, бывший «при параде». Впрочем, наверное, для принятия этого решения были объективные причины.
Для особо впечатлительных
Депутаты областного Собрания региональный бюджет в первом чтении приняли. Этот факт, конечно, с большой натяжкой можно назвать новостью: интриги по вопросу фактически не было, поскольку депутаты фракции «Единой России», хоть и заявляли о массе вопросов к разработчикам бюджета, не скрывали, что проект в первом чтении поддержат. По сути, ключевая сессия года превратилась в трибуну для политиков всех мастей и попытку очертить свои политические амбиции.
Первым трибуну использовал губернатор Андрей Турчак, выступление которого, кроме понятных и привычных успокоений депутатов, традиционно изобиловало «шпильками» в адрес «особо отличившихся» несогласных. Эти «шпильки» очень четко ложились в концепцию «дня ораторского искусства» и, как мне кажется, отвлекали от бюджета как такового.
Сначала глава региона поспешил «успокоить особо впечатлительных» депутатов, смущенных сокращением консолидированного бюджета почти на 3 млрд рублей, а также возражающих против «вскормления» иногородних инвесторов, к которым (по мнению депутатов) администрация области питает слишком теплые чувства. Турчак заявил, что власти поддерживают только тех, кто получает в области постоянную налоговую прописку, и привел в пример невельский свинокомплекс, который приносит району порядка 10 млн рублей налогами, не говоря уже о рабочих местах. Вряд ли депутаты были удовлетворены примером (в свое время областное Собрание даже осуществляло на комплекс «тревожный» десант), однако тема на этом была закрыта.
Традиционно досталось и депутату Льву Шлосбергу (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) (губернатор его теперь любит называть не иначе как «человек-фракция»), которого Андрей Турчак сначала упрекнул в желании закрыть все муниципальные газеты в области (так было интерпретировано предложение Шлосберга сократить все расходы на пиар), а потом намекнул, что борьба за детское отделение в Дедовичской районной больнице имела, де, коммерческие интересы. С чьей стороны, из высказывания губернатора понятно не было.
В своем выступлении «по существу» губернатор вновь рассеивал страхи депутатов и общественности по поводу растущего долга, уверяя, что все происходит в рамках Бюджетного кодекса.
Кроме того, Андрей Турчак с особой гордостью (которую, как показалось, не очень восторженно приняли в зале) заметил, что администрации области за четыре года «удалось увеличить расходы бюджета почти на 12 млрд рублей». В остальном господин губернатор довольно умело оперировал цифрами, говорил об экономии и даже не обещал светлого будущего. Возможно, если бы его выступлением сессия и ограничилась, то и принятие бюджета можно было бы как-то оправдать: ну, губернатор же сказал, а вот тут пообещал… Однако, риторика всегда советует желающему убедить выступать последним. У губернатора такой возможности не было, и депутаты такое победное, тщательно продуманное «шпилечное» выступление смазали.
Депутаты плакали, кололись
После Турчака к трибуне подошел лидер коммунистов и новоявленный глава фракции КПРФ Александр Рогов. Коммунист заготовил свои «шпильки»: «В феврале 2009 года к нам приехала новая команда управленцев из Санкт-Петербурга, - язвительно заметил руководитель фракции КПРФ Александр Рогов. - Тогда в областном бюджете долгов почти не было и даже были 1,3 млрд рублей излишних денег. Прошло 4 года, а обещанного развития не случилось».
Рогов назвал бюджет антинародным и антисоциальным, объявил, что всех загоняют в долговую кабалу и посоветовал депутатам изучить отчет Счетной палаты Псковской области о проекте бюджета. В этом отчете ведомство, как оказалось, утверждает, что расчетные данные по бюджету не соответствуют методике. «Минусы везде, по всем целевым программам, в плюсе только долги, долги, долги!» - горячо добавил Рогов.
Его коллега, глава фракции «Единой России» Валентин Каленский был - традиционно - значительно мягче и попеременно то хвалил, то журил бюджет. С одной стороны, Каленский заявлял, что даже у единороссов десятки замечаний и вопросов по бюджету, с другой - у монеты же две стороны - трижды повторил, что фракция поддержит бюджет в первом чтении. «Я не помню ни одного легкого бюджета, - резюмировал вице-спикер Собрания. - А этот бюджет даст возможность развиваться, реализовывать социальные программы».
Сложно спорить с депутатами, но одно можно сказать наверняка: видимо, Каленский и Рогов читали разный бюджет.
Однако самого острого перцу в сессию внесли не дикие и необузданные депутаты-оппозиционеры, а член фракции «Единая Россия» Ульяна Михайлова. Лидер областного Совета профсоюзов заявила, что ее требование о повышении базовой величины для расчета зарплаты бюджетников в бюджете учтено не было. «У нас как в старом анекдоте: мыши плакали, кололись, но… (слово «жрать» совсем не подходило изящной Ульяне Александровне) ели кактус. По моему убеждению, депутаты Псковского областного Собрания фактически прекратили переговорный процесс о повышении базовой величины с 1 января, а согласились с переносом на 1 октября. Прошу депутатов еще раз подумать, прежде чем приступить к голосованию».
Чуть позже Ульяна Михайлова стала одним из десяти депутатов (и, разумеется, единственным единороссом), которые проголосовали против бюджета. В «постсессионном» интервью ПЛН заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Виктор Антонов заявил, что ругать Михайлову не будут, что она, дескать, уже давно дала понять, что будет голосовать против. О том, права или не права госпожа Михайлова, Антонов не сказал, но намекнул: «Да, у нас есть депутат, которая в принципе не согласна с большинством».
От печали до радости
Лев Шлосберг, которому, видимо, губернатор подпортил настроение, был весьма краток и сдержан в оценках и эмоциях, обратив внимание коллег на то, что отклонение бюджета в первом чтении не является трагедией. «Это вопрос объективной ситуации в Псковской области, это даже не оценка деятельности губернатора», - пытался перевести вопрос из политической плоскости в законодательную Шлосберг. Лидер «Яблока», как и Александр Рогов среди главных замечаний назвал ситуацию с магическими целевыми программами (действительно, у одних депутатов программы в бюджете есть, у других – «порезаны», у третьих и вовсе прекращены): «Я прошу коллег внимательно изучить отчет Счетной палаты: 9 целевых программ в этом проекте бюджета закрыты, 16 – подвержены ревизии.
Справедливоросс Лилия Никифорова тоже взяла слово и выдала проекту бюджета панегирик а-ля «прошлый созыв областного Собрания»: стольким комплиментам в адрес бюджета, наверное, позавидовали даже единороссы. Правда, она больше ссылалась на свой эмпирический опыт в здравоохранении.
Самым грустным выступающим стал глава Пскова Иван Цецерский, который уже не стал повторяться и рассказывать, как покоцали бюджет областного центра, а буднично и слегка фатально доложил: «В следующем году будет отсутствовать капитальный и текущий ремонт школ и дошкольных учреждений, у нас будет полная остановка по ремонту учреждений физкультуры и спорта. Ремонт дорог урезан на 45%». По словам Цецерского, бюджет Пскова откатился на уровень 2006 года.
«Любой из нас и так может подсчитать, как распределятся голоса, предлагаю перейти к голосованию», - с иронией завершил так долго ожидаемые прения по бюджету Сергей Макарченко.
Перед голосованием Лев Шлосберг попросил спикера Собрания Александра Котова поставить на голосование вопрос о поименном голосовании - речь шла о том, чтобы имена «героев» стали достоянием общественности. Однако Котов предложения не понял (или сделал вид, что не понял): «Я все слышу, не перебивайте меня, я веду сессию!» - возмутился спикер и немедленно перешел к голосованию по бюджету. Последующее возмущение Льва Шлосберга и коммунистов, спикер прокомментировал оригинально: «Лев Маркович, за бюджет уже проголосовали, так что смысла голосовать за ваше предложение нет».
Андрей Турчак, сообразивший, что отход от регламента может привести к тому, что принятие бюджета будет опротестовано (сомневаюсь, что псковская оппозиция перешла бы к такой тактике, но у страха глаза велики), посоветовал Котову прислушаться к Шлосбергу. Спикер поставил на голосование вопрос, вернуться ли к голосованию за бюджет и, как следствие, к просьбе Льва Шлосберга. Для возвращения не хватило четырех голосов.
«А я вообще проголосовать не успел! Меня оставили без голоса!», - прорезался возмущенный голос Игоря Савицкого, вызвавший в зале смех. Правда, смех смехом, а оказалось, что аж три депутата почему-то не успели проголосовать. В итоге вместо 13 голосов «против» бюджет получил только 10 при 30 голосах «за».
Хорошая мина
В условиях бюджетной «сечи» и программных выступлений депутатов, немного в стороне оказался вопрос о выборах пятого вице-спикера областного Собрания, на пост которого претендовали коммунист Геннадий Бубнов и справедливоросс Олег Брячак. Ну хоть здесь журналистов ждала интрига и маленькая, но сенсация.
Олег Брячак свое выступление перед голосованием начал задорно: «Хочу сказать несколько слов, и не все присутствующие в зале меня поймут». Речь эсера, однако, оказалась связной, и окружающие его быстро поняли. После ряда комплиментов в адрес оппонента Бубнова и нескольких скромных эпитетов в свой адрес, справедливоросс заявил, что снимает свою кандидатуру в пользу кандидата от остальной оппозиции. «Геннадий Николаевич гораздо более опытен и больше, чем я, заслужил быть вице-спикером», - осознал Олег Брячак.
Возможно, то было действительно прозрение. Возможно, осознание реальных перспектив. Как бы там ни было, хорошая мина при потенциально плохом результате, на мой взгляд, принесла молодому политику небольшой политический бонус.
Геннадия Бубнова, оставшегося в кандидатах в одиночестве, депутаты с удовольствием избрали заместителем председателя областного Собрания: «за» высказался 31 парламентарий.
После обсуждения ключевых вопросов региональные парламентарии создали согласительную комиссию по работе над бюджетом-2013. Очевидно, что работа не закончена, однако основные, контрольные цифры менять уже будет нельзя и, судя по названию комиссии, с предложенными параметрами бюджета депутатам просто придется соглашаться.
Денис Камалягин (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом)
Фото пресс-службы администрации Псковской области