Публичные слушания по проекту бюджета Псковской области на 2013 и планам на 2014-15 гг. состоялись вчера, 23 октября, в Городском культурном центре. После трех часов выступлений в записных книжках у сидевших в президиуме чиновников появилась пара-тройка заметок – некоторые, возможно, с двойным подчеркиванием. Но содержание выносимого на первое чтение документа они, скорее всего, уже не изменят. Впрочем, вряд ли кто-то всерьез на это рассчитывал.
Рекламу первым в истории Псковской области публичным слушаниям по региональному бюджету активно делал губернатор Андрей Турчак – и на заседаниях, и на своем сайте turchak.ru, и через ленты новостей. Но недостаточный, видимо, практический опыт в этой сфере (реклама и PR) подвел главу региона – зал в ГКЦ был наполовину пуст полон. Да и среди присутствовавших показалось подозрительно много знакомых лиц. Возможно, чтобы сделать публичные слушания более, в широком смысле, публичными полезно было бы развесить афиши в местах массового пребывания граждан. Впрочем, о чем это я?..
Публичные слушания по бюджету мало отличались от предшествовавших мероприятий на эту тему. Заместитель губернатора – начальник финансового управления области Татьяна Баринова в третий раз зачитала свой доклад об основных параметрах бюджета, практически слово в слово повторяя сказанное на «репетициях»: совещании с главами муниципальных образований неделю назад и заседании профильного комитета Псковского областного Собрания. Кстати, комитет за несколько часов до начала слушаний принял решение направить проект бюджета на сессию областного Собрания и рекомендовать к принятию в первом чтении. Это многое говорит о пользе вчерашней публичной процедуры.
И Татьяна Алексеевна, и журналисты с чиновниками успели выучить презентацию бюджета наизусть. Правда, слайды удалось посмотреть впервые: на совещании с главами экраны стояли на полу за столами, на комитете проектор светил за спину приглашенным. Теперь экран в кои-то веки оказался перед лицом зрительного зала, на уровне сцены. Сидящие в президиуме чиновники не переживали и даже не оглядывались – насмотрелись уже.
Первые два часа шел знакомый рассказ про относительное благополучие следующего года. Графики, где надо, демонстрировали рост, в иных случаях показывали уверенную тенденцию к снижению. Жители города радостно узнавали о будущих выплатах на третьего и последующего ребенка, о строительстве «лучевого каньона» для нового онкодиспансера, повышении заработной платы бюджетникам, «что, наверное, улучшит качество жизни населения».
«Вы, Татьяна Алексеевна, перед каждым предложением говорите "наверное". Не "наверное", а "точно"!» - поправлял своего заместителя губернатор.
Вице-губернатор Вера Емельянова добавила оптимизма рассказом о том, что дефицит программы госгарантий по здравоохранению снизился до 10%, а заработная плата учителей с 2006 года выросла в три раза и теперь в среднем составляет – вы не поверите – целых 17 тысяч рублей. Заместитель губернатора Александр Кузнецов сообщил, что в трехлетней перспективе природный газ придет в 20 муниципалитетов области, но даже если и не придет, районы смогут «слезть с мазутно-угольной иглы», перейдя на местные виды топлива. Выражение про «мазутно-угольную иглу» запомнилось и полюбилось – некоторое время спустя его повторил Андрей Турчак.
Затем по регламенту пришло время вопросов – записаться можно было или заранее, или по ходу дела, отослав записку губернатору. В общей сложности шансом спросить что-нибудь про деньги воспользовались одиннадцать человек: представители трех районов (Палкино, Плюсса, Бежаницы), трое областных депутатов (Борис Полозов, Анатолий Копосов, Лев Шлосберг (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) ), один городской депутат (Виктор Дуля), два представителя общественных организаций (ассоциация садоводов и кризисный центр для женщин) и два простых псковича (Наталья Михайловна и Сергей Иванович). В принципе, репрезентативно для данного состава участников.
Самый интересный (правда, риторический) вопрос задал депутат Псковской городской думы Виктор Дуля. «В ходе выступления Татьяны Алексеевны Бариновой у меня сложилось впечатление, что в областном бюджете проблем нет. А мы с депутатами рассматривали городской бюджет, так вот он – одна сплошная проблема», - поделился коммунист и спросил, неужто Псков пущен в свободное плавание и на столь необходимую ему поддержку областного бюджета рассчитывать не должен? Поняв по реакции областного руководства, что, в принципе, так и есть, он пустил в ход тяжелую артиллерию: «Мы можем выставить на продажу последнее, что у нас есть, - здание областной администрации!»
Но, надо сказать, Виктор Дуля не первый начал. Незадолго до того Андрей Турчак зачитал официальное письмо от Псковской гордумы, в котором депутаты, перечислив не обеспеченные статьи расходов, обратились с просьбой добавить областному центру 2,6 млрд. рублей. «И это плюсом к тому, что у них уже есть! - не скрывал своего возмущения губернатор. - Вот такие обращения поступают в наш адрес…».
Вообще, проявилась неприятная линия – на противопоставление областного центра и других муниципалитетов области. «Ну, кто из глав районов от чего откажется?» - обреченно вопрошал Андрей Турчак и далее комментировал в духе: вот, мол, у нас публичные слушания – так давайте сообща решим, какой проект задвинем – «лучевой каньон», может? – чтобы «у этих» цветы на улицах не перевелись. Выглядело не очень красиво, учитывая, во-первых, непропорциональное сокращение бюджетов региона и его столицы (расходы Пскова на 2013 год урезаны на 33,4%, области в целом – на 18,1%, доходы Пскова – минус 34%, области – минус 12,4%) и во-вторых, хроническое игнорирование функций административного центра, несмотря на соответствующий областной закон. Постоянное напоминание о том, что в районах жить еще сложнее и проблем еще больше – тоже некорректно: что ж теперь, городские власти должны помалкивать в тряпочку?
Напряжение к концу слушаний чувствовалось довольно отчетливо, что побудило главу города выступить в прениях. Иван Цецерский однозначно и совершенно конкретно заявил: не надо, пожалуйста, добавлять денег Пскову за счет других муниципалитетов. Местное самоуправление нищенствует, причем практически всю новейшую историю России – и это действительно проблема. «Надо поднимать нашу боль на федеральном уровне, в том числе, с вашей помощью, Андрей Анатольевич», - обратился глава города к губернатору. Вхожий в политическую элиту, Андрей Турчак, думается, действительно мог бы оказать влияние на федеральные власти в этом вопросе. Ну, хотя бы попробовать.
Как бы там ни было, Псков собрал на публичных слушаниях самую крупную группу поддержки. Ярко выступила в прениях замглавы города Наталия Соколова. Потратив из отведенных трех минут не менее полминуты на приветствия и благодарности, она заманила слушателей в смысловую ловушку: как приятно, дескать, что местом проведения публичных слушаний выбран именно ГКЦ, жаль только, что он 50 лет не ремонтировался, как и многие другие наши учреждения. В качестве поправок г-жа Соколова попросила компенсировать-таки затраты Пскова на исполнение функций административного центра Псковской области, а также увеличить долю города в распределении НДФЛ.
О Пскове высказался и депутат областного Собрания Лев Шлосберг. Он предложил, во-первых, отдать городу часть налога на прибыль, чтобы у муниципальных властей был стимул к развитию, а во-вторых, изъять из проекта бюджета все затраты на пиар области и перераспределить эти деньги между муниципальными образованиями. Андрей Турчак обещал подумать.
Если судить по реакции на выступления, действительно услышаны и по возможности будут учтены во втором чтении только предложения от районов области. Благосклонно была воспринята и критика со стороны профсоюзов. В целом же, впечатление не то, чтобы удручающее, но тяжелое: дефициты, глобальная нищета и растущий государственный долг. Сами по себе публичные слушания стали, безусловно, медийным событием, но вряд ли общественным – для этого потребовалась бы принципиально иная технология подготовки. Наверное, с этой работой справился бы Институт регионального развития. Пока же его сотрудники собирали анкеты в фойе по итогам мероприятия, пользуясь длиннющей очередью к гардеробу.
Светлана Прокопьева (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом)
Фото пресс-службы администрации Псковской области