Беспрецедентный случай произошел 18 июля в Археологическом центре Псковской области: сотрудники Управления ФСБ России по Псковской области передали археологам 77 артефактов из могильника X-XI веков, изъятых у «черных копателей». По словам директора центра Елены Яковлевой, до этого ничего подобного Археологическому центру от ФСБ не доставалось. Поскольку все стороны придают этому событию большое значение, пригласили журналистов, чтобы не только продемонстрировать коллекцию, но и подписать публично все необходимые документы.
Всем сестрам по серьгам
Руководитель Управления ФСБ России по Псковской области Виталий Мурагин, вводя в курс дела, неоднократно процитировал сухую, но лаконичную фразу из пресс-релиза, который до этого раздали всем журналистам: «Предметы, представляющие особую культурную ценность, были изъяты в ходе оперативно-розыскных мероприятий по обеспечению сохранности культурного наследия России». Подробности о тех самых «черных археологах», месте, где нашли могильник, он, конечно, раскрывать не стал. «Надеемся, что артефакты помогут открыть новые страницы нашей истории», - скромно заметил он.
На фото: слева направо Максим Жаворонков, Виталий Мурагин, Елена Яковлева и Александр Михайлов
Елена Яковлева, в свою очередь, поблагодарила сотрудников ФСБ, которые сработали весьма оперативно, благодаря чему Псковская область пополнилась новыми «культурными объектами большой значимости». Подписав документ, где на 2-х страницах был составлен список всех 77 артефактов, руководитель регионального Археологического центра заверила, что специалисты сделают все возможное, чтобы сохранить эти предметы, представляющие огромное информационное богатство, для будущих поколений. «Получив такой культурный багаж, Псковская область очень обогатилась», - заметила она.
Говорить «спасибо» продолжил заместитель губернатора Псковской области Максим Жаворонков, который подчеркнул, что сегодняшний день имеет огромное значение не только для истории Пскова и области, но и для взаимоотношений учреждений культуры и правоохранительных органов. «Еще много работы впереди, но уже сейчас можно говорить, что практически любой музей России будет завидовать Псковскому музею-заповеднику, которому предстоит экспонировать эти предметы. Для нашего региона это чрезвычайно ценно, поскольку к любому культурному объекту мы относимся особенно», - заключил он.
Лажанулись в Сети
«Обрабатывать» «черных копателей», которые нашли эту огромную коллекцию, сотрудники ФСБ при непосредственной помощи начальника отдела полевых исследований и камеральной обработки Археологического центра Александра Михайлова начали еще в феврале этого года. В одной из социальных сетей «умник» выложил объявление о продаже старинного меча. Именно это и привлекло археологов, они сообщили, «куда надо», и копателей накрыли. По словам Александра Михайлова, за такие вот дела «черных археологов» ждет либо административная (штраф в 2,5 тысячи рублей + конфискация оборудования и находки), либо уголовная (до пяти лет тюрьмы) ответственность. Виталий Мурагин об участи «расхитителей гробниц» промолчал.
При этом Елена Яковлева рассказала, что археологи до этого даже не знали о существовании этого грунтового могильника, внешних признаков он не имел. «Теперь это место нам известно, но говорить о нем мы не будем. Все, кроме нас, знали об этой кормушке, теперь там все разграблено», - заметила она. Как отметили сотрудники ФСБ, этот неизвестный ранее специалистам памятник расположен на территории ближней округи современного Пскова.
По словам руководителя центра, большая часть «черных археологов», работающих в Псковской области, в том числе, и по заказу, - приезжие люди. Хотя есть и местные умельцы, которые зарабатывают на этом давно. Но люди эти не очень богатые, отметила директор областного Археологического центра Псковской области, поскольку в регионе чаще находят предметы быта, которые преимущественно имеют информативную ценность, а продать их непросто. «Есть у этих людей, конечно, какой-то кураж, охотничий азарт», - добавила она.
Все свое уношу с собой
Небольшую экскурсию для журналистов провел старший научный сотрудник Археологического центра, эксперт по культурным ценностям Сергей Салмин. Скорее всего, эти находки являются частью одного или даже нескольких могильников. Несмотря на то, что большая часть предметов относится к X-XI векам, есть и вещи, возможно, более ранние, и значительно поздние. Например, один из наконечников стрелы оказался в культурном слое не раньше XVI-XVII веков. «Это нестранно, Логозовическое поле – это место регулярных сражений на псковско-ливонском приграничье. Вероятно, именно с формированием этой границы и связано появление этого могильника», - не удержался и выдал часть тайны Сергей Салмин.
Набор вещей, которые обнаружили «черные копатели», нетипичен для Псковской земли. Некоторые предметы впервые найдены на территории Псковской области. Например, в псковской коллекции до этого не было крупных боевых мечей, а теперь появились целых два, один из них изогнутый, и два обломка от третьего. «Они характерны для юго-восточной Латвии, Латгалии. Там они достаточно распространены, использовались в качестве оружия ближнего боя, напоминая кавказские кинжалы», - рассказал Сергей Салмин. А один из сломанных ножей заточен по-особому: лишь с одной стороны, что характерно для ножа-рубанка. Аналогичные орудия были, например, у индейцев.
На фото: топоры
Топоры, которые также были обнаружены в могильнике, относятся скорее ко второй половине XIII века. «Связано это с тем, что основной противник латгалов и псковичей в это время стал гораздо более тяжело вооружен, чем раньше. Реакцией на таких противников является утяжеление своего вооружения», - пояснил экскурсовод.
На фото: наконечники
Представлен также большой набор конусовидных наконечников копий. «Их достаточно мало в целом. Здесь их семь, это соотносимо, наверное, со всем количеством известных нам наконечников на территории Псковской области до этого. Скажем, их было 15, а теперь в 1,5 раза становится больше», - улыбнулся специалист.
До реставрации трудно сказать, существует ли на найденном треугольном наконечнике насечка цветным металлом. «Однако даже сейчас, если приглядеться, видно, что на нем существуют проволочные пояски из другого металла, не железа. Это также характерно для жителей Прибалтики. Таких копий в наших фондах пока нет, они всегда были западнее, мы их не находили», - заметил он.
На фото: косы, в том числе и скрученные
Есть также в коллекции нечто промежуточное между серпом и косой. «Появление их в погребении почти всегда означает, что вещи эти характерны для людей знатных. Легкие косы всадники практически всегда возили с собой, чтобы быстро накосить травы для лошади или выкосить место под лагерь. Их часто помещают в элитных могилах. Иногда, когда дело касается трупосожжения, и они не могут целиком поместиться в сосуде с прахом, их сгибают. По одной из версий их сгибали и для того, чтобы они тоже умерли вместе с хозяином», - добавил Сергей Салмин.
Ключ от замка, который также присутствует в коллекции, псковским археологам уже знаком. Когда-то подобный нашли в каменной гробнице Пскова, где была похоронена юная девушка. Есть маленький замочек от ларца, который, вероятнее всего, использовался в дороге, поскольку стационарные вещи обычно оборудовали внутренним замком. Представлены невероятных размеров фибулы, которые также весьма характерны для латгалов, обломки браслета, перстня, одежная булавка. «А вот обычные, человеческие, фибулы, для повседневной носки», - указал археолог.
Неизвестное большинству железное сооружение – гремящая плеть. «Звончатая плеть русских былин – плетка, которой не столько били, сколько пугали. Такого практически целого экземпляра у нас до этого не было, отсутствует только сгоревшая в пламени погребального костра деревянная часть», - отметил С. Салмин.
На фото: фибулы
Одна из вещиц поставила специалистов в тупик – возможно, это ботало – погремушка, которую привязывали на шею корове до того, как в моду вошли литые из бронзы звонкие колокольчики. Но пока это только догадка.
На фото: то самое нечто для коров
Тем не менее, Сергей Салмин не исключает, что вещи, переданные в дар Археологическому центру, были найдены в разных могильниках.
Ни слова о деньгах
После ухода именитых гостей, общаясь с журналистами в более неформальной обстановке, Елена Яковлева подчеркнула, что о стоимости этой коллекции говорить не стоит. «Неуместно говорить о цене этих вещей. Это стоит много, дорого, но это не основная их ценность для Псковской области», - заметила она.
Псковичи эти артефакты, которые позже будут переданы Псковскому музею-заповеднику, увидят не раньше, чем через год. «Вообще-то для полной реставрации и изучения требуется не менее 1,5 лет. Быстрее, конечно, если появится спонсор», - уточнил Сергей Салмин. «Я хоть и не председатель колхоза, на сроки давить не буду, но за год нужно постараться и все подготовить, чтобы показать псковичам», - заключила директор Археологического центра Псковской области.
Светлана Аванесова